ForУМ о Хатха-Йоге

как психоделической физкультуре, что очищает тело и укрепляет дух

Йога и медитация в шиваизме Shiva_10
Ваши рекомендации forУМу:


Кнопочки forУМа:
- кнопка forУМа
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека CY-PR.com

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Йога и медитация в шиваизме

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

SaTorY

SaTorY
Админ

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Йога и медитация в шиваизме


Существует великое множество практик йоги и медитации, позволяющих на личном опыте осознать величие Божественной реальности, приблизиться к вечно творящему, созидающему и разрушающему мир Шиве. В данном разделе представлены основные виды йоги и медитации с последующим подробным описанием каждого вида йоги.
хттп://www.indexbessmertia.ru/Ioga_i_meditacij_v_shivaizme.html

Опубликовать эту запись на: reddit

Контекст применения практик йоги и медитации в шиваизме


Для того, чтобы читатель мог раскрыть для себя хотя бы часть содержания этой главы необходимо четко представлять себе цель всех этих методов. Опираясь на авторитетные свидетельства священных текстов и тысячелетний опыт практики , йога различает у человека 5 оболочек. Три оболочки полностью уничтожаются в момент физической смерти и в течении некоторого времени после него. Что это за оболочки? 1 - физическое тело, 2 - тело жизненных дыханий, 3 - ментальное (астральное) тело сформированное желаниями, чувствами и ощущениями которые человек испытывал при жизни, 4 - высшее ментальное тело, руководящее способностью осознавания, 5 - тело души, имеющее неразрушимую природу. Полное учение йоги содержит множество методов для каждого из этих тел. Но, пожалуй, сущностью самой йоги является связь их всех и интеграция индивидуального сознания в Божественное. Так, если как-то мы еще можем принять и понять модель всех наших тел, то вместить в себя божественное сознание задача для человека, явно, непосильная. Индивидуальная практика йоги и медитации может подвести человека к реализации своего собственного тела. Для того, чтобы вместить в себя божественное сознание необходимы другие методы и вот они-то как раз меньше всего поддаются рациональной логике. Главным из них является передача от Гуру, мантра и другие формы посвящений.

Другой метод - это шактипат, нисхождение силы Высшего сознания к нам. Это движение к нам божественного сознания в ответ на наши шаги навстречу к нему. Сила, идущая от Бога несопоставима с человеческими усилиями. Причем Бог здесь не отвлеченная категория ума, а реальная древняя сила творящая миры и планетные системы, которые мы в изобилии можем увидеть на ночном небе. Для недуховно мыслящего человека все эти утверждения всего лишь плохая поэзия, не имеющая отношения к реальной жизни. Для тех, кто уже следует пути - живой опыт.

Но есть несколько деталей, которые могли отметить посетители различных семинаров и тренингов по йоге, медитациям и пр. Одна из них - это полное отсутствие контроля за процессом. Передающий не контролирует тех, кто приходит к нему, он просто передаёт практику и выставляет (в лучшем случае асаны на занятиях. В традиционном варианте часто можно наблюдать схожую ситуацию: Гуру передаёт мантру, дикшу, йогу, но сам он не в сосотоянии проверить результаты, т.к приезжает, например, раз в год. Здесь играет роль решимость человека и чистота намерения. Важным становится общение учеников одного Гуру между собой. Как старших, так и младших. Первые получают благую карму за поддержку более слабых, вторые реальную помощь и поддержку. Практики медитаций, богослужений, пудж нечасто контролируются вообще теми, кто их передаёт. Чем выше уровень передачи, тем меньше контроля со стороны Гуру. Часто это расхолаживает новичков. Можно судить по простым йоговским семинарам: все делают вроде как одно и тоже , смотришь через год - одни продвинулись и делают успехи, а другие топчутся там же где и были. А в передаче медитативных практик и "йоги лишенной касаний" успех может заметить только Гуру. Для того чтобы практика "прошла" и закрепилась в сознании, она должна выполняться достаточно долго и регулярно. Можно собрать огромное количество практик, но если их не отработать, никакого толка не будет. У любой практики есть своя иерархия как по состояниям которые она передаёт адепту, так и исходя из уровня практикующего. Для большинства сложных практик у обычного человека просто недостатотчно времени, освоение их - удел профессионалов. Некоторые связаны с прохождением через дискомфортные, болезненные состояния. Это отпугивает многих и неспроста, есть более простые, базовые методы, не вводящие человека в экстремальные состояния. Для тех же, кто хочет быстрее и реально способен на такое усилие, методика срабатывает.

Открывателями методов йоги были просветленные, учителя, святые. Люди посвятившие Шиве всю свою жизнь и прошедшие свой путь до конца. Они учитывали два направления движения божественной силы. Один - идущий от человека, другой - от Бога. Сказать какой из них является наиболее предпочтительным было несколько некорректно. Человек делает свою часть работы, Бог и Гуру - свою. Результатом этих усилий является состояние йоги. На этом пути необходимы усилия физического тела, ментального, и открытость сознания к восприятию божественной милости. Иерархию методов можно прочитать в любой книге по йоге, но реалии с которыми вы можете столкнуться на первых парах при практике могут существенно охладить ваш пыл. Необходимо посвящение от Гуру и настойчивость в освоении метода.

Помимо источника силы методики классифицируются по способу передач, так сказать, по эзотеричности. Обычно т.н. различным "мистикам" свойственно окутывать свою деятельность покровами тайны, на реальном духовном пути это не так. Не то чтобы тайн совсем нет, они есть, но для тех кто не готов серьёзно работать над собой их все равно что и нет. Как и нет самого пути. Можно в открытую публиковать томами эзотерические тексты и у большинства они не вызовут ничего кроме зевоты. Какой смысл браться за решение непосильных задач, когда под рукой множество вполне посильных ? Любому методу предшествует определенная инструкция, в ней же указывается кем этот метод потенциально может быть использован. Так в Хатха-йога прадипике говориться : "успехов в йоге может добиться любой будь он молод, стар или даже дряхл... лишь бы его практика была постоянной". Соответственно: практикой хатхи может заниматься любой. А вот в Чандраджнянаагаме говориться, что главным методом является почитание Гуру и повторение мантры полученной при посвящении. Тут уж без Гуру никак не обойтись.

Сам Шиваизм отличается по направлениям, а практикующие отличаются уровнем посвящений, передаваемых учителями, и мерой ответственности человека, получающего передачу. Есть люди, которые не могут быть посвящены вообще, так как есть практики которыми может заниматься каждый абсолютно ничем не рискуя. Практика переданная ненадлежащим образом в состоянии разрушить жизнь ученика. Все подобные практики передаются ученику непосредственно от Гуру. Учителя так же могут посылать своих учеников к другим учителям для продолжения и совершенствования процесса обучения. В других случаях практика может быть получена с благословения учителя и не требовать специальных посвящений.

На различных стадиях ученик получает от учителя различные посвящения и передачи с тем, чтобы с их помощью продвигаться дальше. Есть несколько различных взглядов на йогу и медитацию и несколько разных вариаций применения практик. Рассмотрим две разновидности, наиболее распространенные в мире на настоящий момент.

Первая - в многочисленных групп йоги и медитаций, где передаются йогаасаны, пранаямы и несколько простых видов дхараны и дхьяны - приемов, развивающих концентрацию ума на обьекте и позволяющих удерживать его в уме достаточно длительное время. К ней же можно отнести всевозможные общедоступные программы тренингов, на которых не навязывается никакая религиозная идеология, а просто даются методы и практики, адаптированные к мировосприятию современного человека и его нуждам. К этой группе можно отнести и ретриты традиционных учителей, не ограничивающих доступ на свои программы жестким тестированием участников, не предьявляющих никаких требований к их образу жизни и вероисповеданию.

Вторая - традиционный способ. Посвящения и обучение непосредственно в самой духовной традиции под руководством Гуру , принадлежащего к одной из классических религий востока.

В первом случае учителя не отвечают за тех, кто к ним приходит и обычно не дают тех практик , которые могут как-то негативно повлиять на психику людей или поставить перед ними неразрешимые проблемы. Основной недостаток таких семинаров и тренингов - поверхностность в методе, профанация, иллюзия технического просветления, проще говоря прелесть и головокружение от успеха. Достоинства - оставляют духовное развитие на усмотрение тех кто к ним приходит, ненавязчивость, терапевтический эффект, "работа под клиента".

Во втором, главное достоинство - наличие просветленных учителей и поддержка с самых первых шагов, при полном подчинении Гуру и усвоении сути и цели применения каждого конкретного метода. Отношения Гуру и ученика - родственные, ученик становиться членом клана (готры) и воспринимается всеми другими как свой. Внешние методы обучения при этом могут меняться как по форме так и по содержанию. Недостаток и вместе с тем, преимущество - не адаптированы к западному менталитету, сложны для понимания и не оформлены как законченная система преподавания, требуют личных усилий по адаптации знания к чуждой культурной среде. Обеты, принятием которых человек принимавет ответственность за своё духовное продвижение. Начинать можно с любого уровня практикуя йогаасаны, простые формы медитаций, доступные формы Шива-пуджи, мантра и бхакти-йоги. Все это не требует специальных посвящений и не налагает на вас обязательства, вы просто пробуете ваш это путь или нет. Но особенностью реального духовного пути является то, что не он подстраивается под человека, а человек старается следовать ему. Комбинация разных методов приближает практикующего к всестороннему пониманию йоги как комплексного духовного пути, а не абстрактного набора техник и практик неизвестно куда к чему ведущего своих адептов. Так, базовую основу для всех духовных практик составляет бхакти-йога. Концентрация сознания на мантре и образе божества или Гуру выводит ум сразу в дхьяну (медитацию) - 7 ступень в аштанга-йоге. Остальные методы позволяют распространить это на физическое, астральное и ментальное тело, и усиливают процесс очищения сознания от самскар.

Основные виды йоги и медитации


Хатха-йога - практика пранаямы, асан, шаткармы (чистки).

Крия-йога - метод сочетающий пранаяму, пратьяхару, дхарану, дхьяну. Крией также называют и ритуальные практики почитания божеств на алтаре или в храме.

Мантра-йога - практика повторения мантр, соединяющая ум с почитаемым божеством, очищающая мотивации и вызывающая присутствие божества в теле и сознании практикующего.

Лайя-йога - йога последовательного растворения элементов в физическом теле, осуществляется мысленно и требует навыков концентрации и визуализации, проводится с целью освободить ментальную энергию и выявить внутренние связи Шивататтвы и всех внутренних тел, пережить их реальность на личном опыте.

Бхакти-йога - йога преданного служения традиционно включает в себя рицитацию мантр избранного Божества, пение бхаджанов (гимнов хвалы), проведение ритуалов и пудж в честь него. И другие формы служения.

Карма-йога - йога служения действиями без привязанности к плодам своего труда. Обслуживание храмовых помещений, уборка территории ашрама, послушание. Для живущих в миру - осуществление принципа дана - бескорыстное жертвование материальных средств на дела дхармы, материальная поддержка института священников и монахов, подвижников живущих подаянием. Принцип даны осуществляется по отношению к духовно продвинутым личностям имеющим статус Свами - человеку, посвятившему свою жизнь духовной практике. В Индии пожертвования используются на организацию духовных учебных заведений, больниц, бесплатную раздачу пищи для нуждающихся. Карма йога позволяет избавиться от жадности и материальных привязанностей.

Шива-йога (Дришти-йога) - особая форма медитации на отраженном свете, выполняется как составляющая ежедневного почитания Шивы у Вирашайвов. При длительном выполнении происходит пробуждение "третьего глаза" (шишковидная железа). Техника позволяет очистить ментальное сознание практикующего, усиливает самоконтроль. При длтельном выполнении приводит к состоянию самадхи. Может сопровождаться повторением мантры и сочетаться с практикой пранаямы. Является так же формой бхакти-йоги. Даётся при посвящении непосредственно от Гуру.

Джняна-йога - йога усиления психической силы и интеллекта. Предусматривает традиционные для времен упанишад формы: шравана (слушание), манана (обдумывание, размышление), нидидхьясана (полное отождествление сознания с обьектом размышления). Одна из наиболее сложных видов йоги, так как в отличие от философских и ментальных изысканий интеллектуалов требует качеств чистоты и непривязанности получаемые от карма-йоги, и преданности Богу достигаемому в процессе бхакти-йоги. Выход на состояние джняны (знания) происходит спонтанно в результате всех практик.

О бхакти-йоге


Часто бхакти-йогу понимают как прославление Божества (и его форм) посредством ритуального служения, повторения мантр пения песен посвященных ему.

Максимальную ментальную и эмоциональную концентрацию сознания на выбранной форме Бога . Иногда людьми поверхностными и бездуховными юхакти-йога может восприниматься как "бессмысленное нагнетание эмоций и психическая зависимость от эгрегора школы". Методы которые возможно обьяснить и рационально изложить и приложить к окружающей реальности беруться при этом на вооружение, а те, что выходят за пределы "практического приложения" являются "рудиментом и психовнушением" либо обьясняется как форма нездоровой деятельности психики.

Если обращаться к первоисточникам, то все священные тексты где излагались какие-либо наставления по йоге начинались с посвящения всего излагаемого Ишта- девате (почитаемому божеству), среди предписаний Патанджали-сутр говориться об Ишвара-пранидхане - посвящении всех действий Богу. Для раджа-йоги концентрация на Ишваре является основополагающей медитацией. С бхакти - преданного служения Божеству начинаются все без исключения традиционные системы йоги, да и собственно слово йога переводиться как союз, единения - (кого с кем?) человека с Богом.

Более сложные разделы учат адептов воспринимать все состояния как формы проявления неразделимой божественной реальности и форма личного общения с Божеством может казаться уже не актуальной и ненужной. Но тот, кто реально достиг продвижения на пути йоги всегда понимает, что переживания, состояния, различные формы физической и ментальной деятельности, достижения, падения и плоды всей прочей деятельности сознания ему по-настоящему не принадлежат . Ishavasyam idam sarvam - все это принадлежит Владыке.

Согласно наставлениям учителей настоящая джняна - духовное знание начинается тогда, когда кундалини достигает 4-го центра - анахаты. Если использовать термины Кундалини йоги. "Обычное" прославление имен божества поднимает сознание человека в эту область без всяких сложностей присущих процессу поднятия кундалини и вызывает так же ануграха-шакти - нисхождение шактипата идущее напрямую от Божества.

Можно долго обсуждать те или иные формы бхакти, спорить о том кто лучше - Шива, Шакти, Кришна, Христос, отстаивать преимущества своей формы богопочитания перед другими, но все эти споры и обсуждения не имеют никакого непосредственого отношения к процессу бхакти-йоги. Но даже простой мысленный призыв божества, его мантра или образ, желание получить его видение - уже форма бхакти йоги которая в состоянии привести вас к самадхи в одну секунду без длительного сидения в асанах, изучения писаний, долгих ритуалов. Иногда бывает так, что изучение писаний, долгое сидение в асанах, проведение долгих ритуалов является способом "настройки" обусловленого сознания на связь с Богом, все эти действия производятся уже после того как Божество открывает вам силу своей милости и смысл всех этих действий.

Бхакти - это начало собственно йоги, переход от рассуждений и рациональной, потребительской философии к действию и отречению от всего того что лично нам дорого в пользу божества. Это невозможно описать словами, это можно пережить в безмолвии древних храмов, экстатических киртанах, даршанах Учителей. Состояние бхакти - уже освобождение, спасение, самадхи "здесь и сейчас".

Все последущие практики, техники и методы направлены на углубление и постижение этого на всех уровнях человеческого бытия. К сожалению, контекст духовной культуры задаваемой бхакти-йогой воспринимается значительной частью уже занимающихся хатха-йогой людей как фанатизм, "мертвая традиция", "галлюцинации", сказки и фантазии, в то время как без бхакти сама хатха-йога вырождается в оздоровительную гимнастику и перестаёт нести то духовное содержание, которое было заложено в нее её основателями - глубоко духовными и посвятившими себя Богу людьми. Сухая теория, опыт и высокопарные рассуждения не в состоянии заменить того живого и вдохновенного мистического опыта передаваемого через непосредственное общение с избранным Божеством.

Шива-йога


Метод Шивайоги направлен на пробуждение третьего глаза в традиции вирашиваизма.

Он включается в ритул ежедневного поклонения Шиве и выполняется на Ишта-линге, который ученик получает от Гуру при посвящении. Этот метод малоизвестен на Западе, поскольку посвященных в Шива-йогу от силы три-четыре десятка в Восточной Европе (несколько общин в Хорватии и община в Санкт-Питербурге, основанные учениками Кумара Свами Dharwar, Tapowan). Понять же традицию на опыте одного научного изучения священных текстов - вещь совершенно безнадежная. Учителя вирашиваизма в Карнатаке подробно излагают этот метод используя научный подход, совмещая его с практикой Шива-йоги.

Ряд исследований эндокринной системы показал, что шишковидная железа - рудимент "третьего" глаза включается при регулярной практике Шива-йоги - сосредоточении внимания на свете отраженном от Шивалинги. Схожий эффект происходит и от обычных тратак, но Ишта-линга сделан из такого материала, что свет отраженный от неё, преломляется так, как это происходит при его отражении в глазном яблоке, что усиливает эффект и максимально воздействует на шишковидную железу. Область "третьего глаза" связана с обычными глазами двумя зрительными нервами, сам третий глаз - небольшой бугорок серого вещества расположенный между двумя полушариями в середине мозга, он содержит пигмент схожий с тем, который находится в "обычных" глазах , наделен качеством оптического восприятия и реагирует на свет. Наука йоги заявляет, что это и есть тот орган, посредством которого может проявляется наша связь с Космическим сознанием и развиваться интуиция. Его расположение между двумя полушариями и два нерва идущие от глаз позволяют передавать информацию мозгу через соего рода "внутреннее security".

Известно, что железы связаны одна с другой и их работа скоординирована. Внешние обекты воспринимается глазами и затем информация передаётся в мозг, благодаря процессу восприятия сигнала включается тот или иной гормон, влияющий на наше состояние. Важность третьего глаза в том, что он способен управлять деятельностью мозга контролируя процесс передачи информации - разотождествляя обьекты с их "отпечатками" в уме и эмоциональным содержанием, которое накладывается на них умом автоматически. Тем самым под котроль может браться абсолютно все воспринимаемые обьекты оказывающие на нас те или иные влияния. Контролируется так же процесс выделения гормонов и тех ощущений которые мы испытываем вследствии их выделения: счастья, страдания, страха, гнева; эмоциональные подьёмы. Мы не можем изменить характер обьектови воспринимаемых нами явлений, но можем изменить их ведение, благодаря практике раскрытия " третьего глаза". В этом смысле Шивайога и есть та йога где полностью включается процесс читта вритти ниродхах разотождествления свидетельствующего сознания с его модификациями.

Фактически все железы нашего тела "завязаны" на третий глаз, если он не пробуждён, то информация поступающая от внешнего мира не проходит никакой фильтрации и вызывает прямую обратную реакцию, заставляя действовать механизм samskara. При его пробуждении происходит соединение со свидетельствующим сознанием никак на прямую не связаным с воздействующими на него обьектами.

При полном пробуждении третьего глаза человек может прибывать в состоянии самадхи постоянно. Паралельно с его открытием происходит то, что в других школах, например у натхов, описывается как кхечари-мудра (с подрезанием языка) - открывается чакра нектара (лалана, сома-чакра), который насыщает все тело. Процессы жизнедеятельности при этом замедляются , снижается потребность в пище и зависимость от внешних обьектов. Традиция знает примеры, когда йогины занятые процессом шивайоги погружались в контролируемое самадхи и проводили в нем десятки лет, могли осознанно выходить из тела, обретали сверхестественные способности, поднимаясь над миром обусловленого бытия.

Практика совершено проста в выполнении, но как и все формы йоги требует регулярности в занятиях и постепенного накопления опыта. Помимо всего прочего здесь необходима передача от Гуру и посвящение.

Мантра-йога


Формы в которые провидцы Вед облекали свои откровения были выбраны не случайно.

Веда существует вне зависимости от книг и всех священных традиций вместе взятых:

Никто не утверждает, будто священная традиция
Лишена творца
Даже когда исчезнут все эти священные традиции, останется (тройственная) веда как семя для всего остального.
Даже если бы все учения исчезли и не осталось бы других творцов, чтобы их возобновить
Мир не уклонился бы от дхармы известной из Священного Писания и Священного предания.

(Бхартрихари - трактат о речении и слове)

Можно утверждать, что веда имеет не книжную, а онтологическую основу. Сущность изначального слова дремлет в каждом живом существе, интеллектуальная интуиция - то озарение, которое внезапно вспыхивает отзываясь на действие произнесенного слова. Знание, смысл уже заложены в сознании каждого человека.

Мантры в практике йоги - действующая сила вызывающая своим вмешательством нечто, влияющее на пробуждение сознания. Мантры влияют на ментальные конструкции, впрочем сила некоторых мантр способна повлиять и на физические обьекты.

В мантра-йоге мантра - это звуковая форма абсолюта - шабда-брахман. Произнесение мантры уже форма манифестации высшего сознания, звуковой формы Божества. Человек соткан из различных предрасположенностей (samskara) в соответствии с которыми способен воспринимать мир в рамках определенных мыслительных конструкций. Врожденные способности темперамента обьясняются грузом прошлых воплощений. Задача мантра-йоги - развернуть сознание от привычных ментальных конструкций к его изначальному высшему состоянию. Это не означает отхода от мыслительной деятельностии "зомбирования" сознания мантрой, прикотором все процессы ментальной деятельности подавляются или загоняются в подсознание. Это процесс, когда ментальное тело принимает форму высшей вибрации.

Конечный результат мантра-йоги - очищение ума и возврат сознания к состоянию высшего знания. Обычное повторение мантр постепенно очищает ум и переводит его в плоскость духовных вибраций, притягивает более высокие формы сознания, которые проявляются в нашей психической вселенной в форме озарений, неожиданных творческих идей, сообщая интеллекту силу и дополнительную "тонкую" энергию.

Ведические мантры способны непосредственно воздействовать на обстоятельства, их звуковая форма берет начало в том временном пласте, когда разница между произнесением и выполняемым действием была минимальной. Мантра работает создавая образы и рисунки реальности пребывающей в основе мира, и потому способна прорабатывать причины, мотивации для совершения нами тех или иных действий. Действие мантр необьяснимо с научной точки зрения, но применение мантр очень быстро способно создавать в человеке силы, энергии и настроения которые не были присущи ему до практики.

Многие усматривают опасность в применении мантр, так как сознание людей способно "подсаживаться" на них как на сильный наркотик, создавая свой собственный мир ощущений не зависимый от чего-либо или кого-либо другого, кроме вибрации самой мантры. В связи с этим не лишне упомянуть, что применение мантр - сильное средство, сами мантры и их сила передаются при прямом посвящении от Гуру ученику. Многие мантры можно читать и без предварительного посвящения , при этом они будут работать как молитвенные обращения к Богу и их сила будет зависеть от того насколько сильна духовная мотивация у того, кто их произносит. На многие мантры есть благословения великих Учителей и они "работают" в силу того, что на дворе Кали-юга и чтением мантр и духовной практикой вцелом, людям в это время не свойственно заниматься вообще.

Согласно традиции мантра - живое существо имеющее свой размер, стержневой слог, риши-открывателя (того через кого мантра проявилась во внешнем мире), способ применения, цель применения, и целый ряд прочих характеристик. Есть мантры сила которых проявляется , есть те что лишены силы и уже не могут применяться, есть те которые потенциально существуют, но еще не проявлены в физическом мире.

Джняна-йога


Древнейшая форма йоги, основана мудрецами - открывателями вед и упанишад. Различают три ступени джняна-йоги. Шравана, манана, нидидхьясана. На уровне первой (шравана - означает слушание) ступени ученик воспринимает знание передаваемое учителем, на второй - манана, он обдумывает и концентрирует свой ум на сказаном вникая в его смысл, третья стадия - нидидхьясана полное погружение сознания в медитацию и соединение ментального тела с причинным. Метод джняна-упайи заложен в других формах йоги, но в них он выступает в форме постепенного процесса, это интуитивное постижение природы вещей без каких либо заданных изначально ментальнывх установок и есть, собственнно джняна - знание как видение всего существующего из вечного и неразрушимого временем начала, Парабрахмана. Главная суть метода джняна-упайи - сообщение высшего откровения на ментальном уровне и работа с ментальным телом, в Шива-джняне присутствует зание о личном и безличном аспектах Божества, смысле существования отдельных душ и проявленного мира. Если первая стадия этого процесса начинается с автоматического повторения мантр и совершения ежедневных ритуалов, формы бхакти йоги, веры или личной практикой технических методов не подкрепленной прозрением, то завершающая стадия - полное раскрытие смысла постигаемого и постижения на всех уровнях жизни человека. Вместе с тем, надо отметить, что джняна не есть только интелектуальное постижение природы Высшего, согласно веде - абсолютное знание это есть и абсолютная сила не ограниченная ничем и никем, свобода абсолюта безгранично проявлять себя через множество видимых форм, оставаясь при этом самим собой. Разделяя утверждения двайтических школ в их критике псевдоадвайты можно сказать: власть Бога абсолютна и если какой-то интеллектуал начинает рассуждать о реализованной им недвойственности, вполне резонно можно возразить: а где собственно сиддхи? Если вы говорите о недвойственности, сотворите пожалуйста две-три альтернативных этой вселенных или явите нам, грешным вашу вселенскую форму? Ну на худой конец пройдите по воде или изличите от тяжелых болезней хотя бы одного - двух человек. Нет? В чем же тогда находит реализацию ваша недвойственность?

Конечно, не все достигшие джняны обладают именно такими совершенствами, многие духовные учителя не проявляют своих сиддхи, но если вы оказываетесь в их поле, их влияние производит на нас неизгладимое впечатление, оно способно легко направить наши мысли в духовное русло, от этих людей исходит особый магнетизм, на какой-то момент мы так же становимся способны воспринимать божественную реальность, и отчасти переживать её так как делают это они...

Интеллект очень легко может воспринять идеи, но для того чтобы они воплотитились в реальность нужна садхана - усилие. Традиционно джняна-шакти - сила постижения высшей реальности, рождается из иччха - наличие воли и устремления ума к этому постижению, и крия - силы действия, они обеспечивают чистоту сознания и его готовность к усвоению знания в "чистом" виде. Если нет этих двух, то ни о какай джняне речи идти не может: ум загрязненный эгоистическими желаниями не способен воспринимать что либо кроме них, даже священное знание будет преломляться в нем как в кривом зеркале, отражая не высшую реальность, а только искажающую её ограниченную личность. Метод джняна-йоги самый трудный из всех существующих, нужно воспринять метод мышления, достичь способности восприятия умом тех "абстрактных" истин, которые прозревали риши-открыватели вед, тантр, агам, да еще таким образом, как это делалось ими - без привненесеня в этот опыт "собственных заморочек" . Достаточно сказать, что начальная подготовка пандитов (адептов этого направления йоги) в традиционных школах (Шиваизма, адвайта-ведаты) занимает около 14 лет и затем продолжается всю жизнь. Знание обрядов, ритуалов, текстов вед и упанишад, а так же сутр своей традиции и комментариев на них различных учителей - все это конечно только внешние формы в которые традиционно облекается джняна-упайя. Сами брахманы и пандиты часто подчеркивают, что Гуру может быть только тот, кто переживает высшую реальность на опыте, а не только рассуждает о ней. Однако, без знания санскрита и тех форм в которые облекалась традиция в течение своей тысячелетней истории полноценная практика джняна-йоги невозможна. Как невозможна она и без интеллектуального отречения и духовных качеств делающих человека пригодным к этому пути соединения с Всевышним.

Для адептов практики джняна-йоги существует литература сутр - кратких, лаконичных афоризмов символизирующих суть учения. Письменной традиции передачи сутр предшествовала устная, которая не прерывается и по сей день. Сутры для медитации, так же как и мантры передаются и разьясняются непосредственно от Гуру ученику. Ученики могут записывать сутру, запоминать и вызывать в памяти постоянно, при этом важную роль играет способность ученика понимать смысл и воспринимать силу, которая в неё заложена- в противном случае метод не сработает. Именно поэтому чаще всего адептами джняна-йоги являются представители духовенства, только они могут тратить столько времени на самообразование и быть в полной мере адекватны передаваемому знанию. Ритуалы при которых возглашаются сакральные тексты вед, тантр, упанишад так же поддерживают этот метод. Само возглашение текстов, само воспроизведение звуковой вибрации, "энергетического рисунка", даже без смысла постижения произносимого, поддерживает ум в состоянии открытом к духовным вибрациям, перемещая его в духовную сферу. При одном лишь сообщении джняны продвинутый ученик оказывается в состоянии самадхи. При практике кундалини-йоги, мантра-йоги и Шива-йоги ум погружается в джняну, когда происходит разворот апана-вайю (жизненого дыхания идущего сверху вниз) и сознание достигает уровня анахата-чакры и движется выше. В Шива-йоге это стадия созерцания прана-линги, джьйоти самосветящегося тела атмы.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения