Контекст применения практик йоги и медитации в шиваизме
Для того, чтобы читатель мог раскрыть для себя хотя бы часть содержания этой главы необходимо четко представлять себе цель всех этих методов. Опираясь на авторитетные свидетельства священных текстов и тысячелетний опыт практики , йога различает у человека 5 оболочек. Три оболочки полностью уничтожаются в момент физической смерти и в течении некоторого времени после него. Что это за оболочки? 1 - физическое тело, 2 - тело жизненных дыханий, 3 - ментальное (астральное) тело сформированное желаниями, чувствами и ощущениями которые человек испытывал при жизни, 4 - высшее ментальное тело, руководящее способностью осознавания, 5 - тело души, имеющее неразрушимую природу. Полное учение йоги содержит множество методов для каждого из этих тел. Но, пожалуй, сущностью самой йоги является связь их всех и интеграция индивидуального сознания в Божественное. Так, если как-то мы еще можем принять и понять модель всех наших тел, то вместить в себя божественное сознание задача для человека, явно, непосильная. Индивидуальная практика йоги и медитации может подвести человека к реализации своего собственного тела. Для того, чтобы вместить в себя божественное сознание необходимы другие методы и вот они-то как раз меньше всего поддаются рациональной логике. Главным из них является передача от Гуру, мантра и другие формы посвящений.
Другой метод - это шактипат, нисхождение силы Высшего сознания к нам. Это движение к нам божественного сознания в ответ на наши шаги навстречу к нему. Сила, идущая от Бога несопоставима с человеческими усилиями. Причем Бог здесь не отвлеченная категория ума, а реальная древняя сила творящая миры и планетные системы, которые мы в изобилии можем увидеть на ночном небе. Для недуховно мыслящего человека все эти утверждения всего лишь плохая поэзия, не имеющая отношения к реальной жизни. Для тех, кто уже следует пути - живой опыт.
Но есть несколько деталей, которые могли отметить посетители различных семинаров и тренингов по йоге, медитациям и пр. Одна из них - это полное отсутствие контроля за процессом. Передающий не контролирует тех, кто приходит к нему, он просто передаёт практику и выставляет (в лучшем случае асаны на занятиях. В традиционном варианте часто можно наблюдать схожую ситуацию: Гуру передаёт мантру, дикшу, йогу, но сам он не в сосотоянии проверить результаты, т.к приезжает, например, раз в год. Здесь играет роль решимость человека и чистота намерения. Важным становится общение учеников одного Гуру между собой. Как старших, так и младших. Первые получают благую карму за поддержку более слабых, вторые реальную помощь и поддержку. Практики медитаций, богослужений, пудж нечасто контролируются вообще теми, кто их передаёт. Чем выше уровень передачи, тем меньше контроля со стороны Гуру. Часто это расхолаживает новичков. Можно судить по простым йоговским семинарам: все делают вроде как одно и тоже , смотришь через год - одни продвинулись и делают успехи, а другие топчутся там же где и были. А в передаче медитативных практик и "йоги лишенной касаний" успех может заметить только Гуру. Для того чтобы практика "прошла" и закрепилась в сознании, она должна выполняться достаточно долго и регулярно. Можно собрать огромное количество практик, но если их не отработать, никакого толка не будет. У любой практики есть своя иерархия как по состояниям которые она передаёт адепту, так и исходя из уровня практикующего. Для большинства сложных практик у обычного человека просто недостатотчно времени, освоение их - удел профессионалов. Некоторые связаны с прохождением через дискомфортные, болезненные состояния. Это отпугивает многих и неспроста, есть более простые, базовые методы, не вводящие человека в экстремальные состояния. Для тех же, кто хочет быстрее и реально способен на такое усилие, методика срабатывает.
Открывателями методов йоги были просветленные, учителя, святые. Люди посвятившие Шиве всю свою жизнь и прошедшие свой путь до конца. Они учитывали два направления движения божественной силы. Один - идущий от человека, другой - от Бога. Сказать какой из них является наиболее предпочтительным было несколько некорректно. Человек делает свою часть работы, Бог и Гуру - свою. Результатом этих усилий является состояние йоги. На этом пути необходимы усилия физического тела, ментального, и открытость сознания к восприятию божественной милости. Иерархию методов можно прочитать в любой книге по йоге, но реалии с которыми вы можете столкнуться на первых парах при практике могут существенно охладить ваш пыл. Необходимо посвящение от Гуру и настойчивость в освоении метода.
Помимо источника силы методики классифицируются по способу передач, так сказать, по эзотеричности. Обычно т.н. различным "мистикам" свойственно окутывать свою деятельность покровами тайны, на реальном духовном пути это не так. Не то чтобы тайн совсем нет, они есть, но для тех кто не готов серьёзно работать над собой их все равно что и нет. Как и нет самого пути. Можно в открытую публиковать томами эзотерические тексты и у большинства они не вызовут ничего кроме зевоты. Какой смысл браться за решение непосильных задач, когда под рукой множество вполне посильных ? Любому методу предшествует определенная инструкция, в ней же указывается кем этот метод потенциально может быть использован. Так в Хатха-йога прадипике говориться : "успехов в йоге может добиться любой будь он молод, стар или даже дряхл... лишь бы его практика была постоянной". Соответственно: практикой хатхи может заниматься любой. А вот в Чандраджнянаагаме говориться, что главным методом является почитание Гуру и повторение мантры полученной при посвящении. Тут уж без Гуру никак не обойтись.
Сам Шиваизм отличается по направлениям, а практикующие отличаются уровнем посвящений, передаваемых учителями, и мерой ответственности человека, получающего передачу. Есть люди, которые не могут быть посвящены вообще, так как есть практики которыми может заниматься каждый абсолютно ничем не рискуя. Практика переданная ненадлежащим образом в состоянии разрушить жизнь ученика. Все подобные практики передаются ученику непосредственно от Гуру. Учителя так же могут посылать своих учеников к другим учителям для продолжения и совершенствования процесса обучения. В других случаях практика может быть получена с благословения учителя и не требовать специальных посвящений.
На различных стадиях ученик получает от учителя различные посвящения и передачи с тем, чтобы с их помощью продвигаться дальше. Есть несколько различных взглядов на йогу и медитацию и несколько разных вариаций применения практик. Рассмотрим две разновидности, наиболее распространенные в мире на настоящий момент.
Первая - в многочисленных групп йоги и медитаций, где передаются йогаасаны, пранаямы и несколько простых видов дхараны и дхьяны - приемов, развивающих концентрацию ума на обьекте и позволяющих удерживать его в уме достаточно длительное время. К ней же можно отнести всевозможные общедоступные программы тренингов, на которых не навязывается никакая религиозная идеология, а просто даются методы и практики, адаптированные к мировосприятию современного человека и его нуждам. К этой группе можно отнести и ретриты традиционных учителей, не ограничивающих доступ на свои программы жестким тестированием участников, не предьявляющих никаких требований к их образу жизни и вероисповеданию.
Вторая - традиционный способ. Посвящения и обучение непосредственно в самой духовной традиции под руководством Гуру , принадлежащего к одной из классических религий востока.
В первом случае учителя не отвечают за тех, кто к ним приходит и обычно не дают тех практик , которые могут как-то негативно повлиять на психику людей или поставить перед ними неразрешимые проблемы. Основной недостаток таких семинаров и тренингов - поверхностность в методе, профанация, иллюзия технического просветления, проще говоря прелесть и головокружение от успеха. Достоинства - оставляют духовное развитие на усмотрение тех кто к ним приходит, ненавязчивость, терапевтический эффект, "работа под клиента".
Во втором, главное достоинство - наличие просветленных учителей и поддержка с самых первых шагов, при полном подчинении Гуру и усвоении сути и цели применения каждого конкретного метода. Отношения Гуру и ученика - родственные, ученик становиться членом клана (готры) и воспринимается всеми другими как свой. Внешние методы обучения при этом могут меняться как по форме так и по содержанию. Недостаток и вместе с тем, преимущество - не адаптированы к западному менталитету, сложны для понимания и не оформлены как законченная система преподавания, требуют личных усилий по адаптации знания к чуждой культурной среде. Обеты, принятием которых человек принимавет ответственность за своё духовное продвижение. Начинать можно с любого уровня практикуя йогаасаны, простые формы медитаций, доступные формы Шива-пуджи, мантра и бхакти-йоги. Все это не требует специальных посвящений и не налагает на вас обязательства, вы просто пробуете ваш это путь или нет. Но особенностью реального духовного пути является то, что не он подстраивается под человека, а человек старается следовать ему. Комбинация разных методов приближает практикующего к всестороннему пониманию йоги как комплексного духовного пути, а не абстрактного набора техник и практик неизвестно куда к чему ведущего своих адептов. Так, базовую основу для всех духовных практик составляет бхакти-йога. Концентрация сознания на мантре и образе божества или Гуру выводит ум сразу в дхьяну (медитацию) - 7 ступень в аштанга-йоге. Остальные методы позволяют распространить это на физическое, астральное и ментальное тело, и усиливают процесс очищения сознания от самскар.