Четвертая ступень
К этому моменту практикующий чувствует, что его дыхание успокоилось. Если такого ощущения нет, ему необходимо провести предыдущую ступень практики, прилагая особые усилия, чтобы сделать свое дыхание тонким, нежным и спокойным. Он достигнет успеха за короткое время, и его дыхание станет спокойным и умиротворенным. Преуспев в этом, человек обретает легкость в теле и уме. Легкость может быть такой значительной, что практикующий может воспарить в воздухе. Я лично знаю двух человек (буддийских монахов), которые, практикуя эту медитацию, поднялись в воздух так высоко, что головами коснулись потолка, а через несколько минут опустились на землю.
Когда практикующий в достаточной степени разовьет концентрацию ума на дыхании таким способом, он, в конце концов, будет ощущать свое дыхание как ветер, обдувающий его ноздри, или как нечто, похожее на вату, касающееся его ноздрей. Это называется отражением, отпечатком дыхания (uggaha-nimitta, то есть что-то из внешнего, запечатленное в уме, в данном случае, дыхание).
Чем дольше практикующий фиксирует свой ум и внимание на дыхании вышеописанным способом, тем в большей степени его ум освобождается от препятствий, стоящих на пути его развития. Существует пять препятствий (nivaranas): возбужденность (kamacchanda), недоброжелательность (vyapada), апатия и вялость (thinamiddha), беспокойство и волнение (uddacca-kukkucca) и сомнения (vicikiccha). Практикуя некоторое время и достигнув четвертой стадии своего развития в практике анапанасати, человек чувствует, что пять препятствий отступают все дальше, ум становится все чище, а его объект – дыхание - становится все ярче. Некоторые практикующие на этой стадии видят дыхание как скопление звезд, как одну звезду или как драгоценный камень. Другие - как груду драгоценных камней. Третьи - как россыпь жемчуга, клуб дыма, натянутую паутину, легкий туман, дымку, цветок лотоса, колесо колесницы, солнце, луну или какой-либо другой яркий объект. Это называется отпечатком объекта (patibhaga-nimitta). Запечатлев отпечаток объекта, практикующий должен быть очень осторожен, чтобы не упустить его из виду и не дать ему исчезнуть, ибо добиться его повторного появления трудно. Отпечаток может исчезнуть по небрежности или легкомыслию. Если человек ощутил гордость, думая, что достиг определенных успехов, и позволяя своим мыслям обращаться к соблазнительным объектам, вызывающим похоть, гнев и тому подобные состояния, то уровень его сознания, поднявшийся до столь высокой точки, упадет до уровня сознания обычного, неразвитого человека. Чтобы защитить и сохранить отпечаток, практикующий должен избегать следующего:
1) Неподходящегох жилища (мест, где существуют помехи для медитации, такие как большое скопление людей, шум и тому подобное);
2) Неподходящего места проживания (мест, где сложно достать пищу и предметы первой необходимости);
3) Неподходящих бесед (тех, что мешают практике или расхолаживают ее);
4) Неподходящих компаний (тех, что мешают практике или расхолаживают ее);
5) Неподходящей еды (той, что не подходит практикующему или вредна для здоровья);
6) Неподходящей позы для медитации (позы, неудобной для практикующего. Учитель по медитации не должен заставлять ученика принимать неудобную позу, так как это приведет к неудаче, провалу в практике и задержке в духовном развитии);
7) Неподходящего климата (избыточного холода или жара, неподходящих для практикующего или опасных для здоровья).
Что касается дальнейшей практики, то человек должен научиться многократно направлять свой ум к отпечатку объекта. После такой тренировки ум полностью сконцентрируется на отпечатке, который уже не исчезнет так просто. Далее практикующий должен совершенствовать умение достигать медитативной концентрации, выполняя следующие десять условий:
1) Содержать тело, одежду и жилище в чистоте;
2) Развивать пять ментальных способностей: уверенность, энергичность и усердие, внимательность, сосредоточение, способность обдумывания;
3) Развивать мастерство в сохранении концентрации на отпечатке объекта;
4) Прилагать умственные усилия, когда это необходимо;
5) Сдерживать ум, когда это необходимо;
6) Ободрять ум, когда он подавлен;
7) Контролировать ум, когда он возбужден;
8 ) Избегать людей, не развивших медитативную концентрацию;
9) Общаться с людьми, развившими медитативную концентрацию;
10) Обладать непоколебимой решимостью развивать концентрацию.
Настойчиво следуя этим указаниям, практикующий сможет достичь первой Дхьяны .
Хотя практикующий и достиг первой Дхьяны с помощью концентрации ума на точном отпечатке объекта, все же для более надежного закрепления успеха на данном этапе нужно заняться расширением, увеличением отпечатка. Необходимо постараться расширить отпечаток как в длину, так и в ширину. Для этого нужно мысленно определить границы отпечатка объекта – например, задать его размер в один дюйм, затем в два дюйма, затем в три и так далее. Успешно расширяя границы отпечатка, практикующий должен увеличить его размер до одного фута, затем до двух футов и так далее, по крайней мере, до размеров зонта. Если у практикующего есть такое желание, он может расширить отпечаток объекта до размеров дома, города или безграничного пространства. Далее практикующий видит, что отпечаток объекта преобразовался в бесконечный свет. Однако расширять отпечаток до такой степени необязательно. Чтобы зафиксировать на объекте ум и достичь первой Дхьяны, вполне достаточным оказывается расширение до размеров зонта.
Достигнув медитативной концентрации первой Дхьяны, практикующий испытывает пять ее составляющих: приложение мысли (vitakka), удержание мысли (vicara), радость (piti), удовольствие (sukha) и однонаправленность ума (ekaggata). Эти пять особенностей первого Дхьянического сознания усиливают фиксацию ума на объекте и устраняют пять препятствий к медитации (nivarana). Приложение мысли устраняет инертность и апатию; удержание мысли устраняет сомнения; радость устраняет недоброжелательность; удовольствие устраняет беспокойство и волнение; однонаправленность ума устраняет возбужденность. Практикующий, достигший первой Дхьяны, испытывает легкость и счастье, такие спокойствие и радость, о которых раньше и мечтать не мог.
После достижения первой Дхьяны необходимо совершенствовать ее пятью способами, иначе человек будет не в состоянии продвигаться дальше в своей практике. Совершенствовать Дхьяну нужно, направляя к ней свое сознание (avajjana), входя в нее (samapajhana), добиваясь ее устойчивости (adhitthana), выходя из нее (vutthana), исследуя ее (paccavekkhana).
1) Следует совершенствовать первую Дхьяну, направляя сознание к ней в любое время, в любом месте;
2) Следует совершенствовать первую Дхьяну, развивая способность входить в нее в любое время, в любом месте;
3) Следует совершенствовать первую Дхьяну, делая ее устойчивой, развивая способность оставаться в ней столько, сколько пожелаешь;
4) Следует совершенствовать первую Дхьяну, развивая способность выходить из нее в любое время, в любом месте;
5) Следует совершенствовать первую Дхьяну, рассматривая ее, памятуя о ней, исследуя ее природу и особенности.
Достигнув совершенства в первой Дхьяне этими пятью способами, практикующий переходит к овладению следующей, второй, Дхьяной.
Достигнув мастерства в первой Дхьяне, практикующий видит, что приложение мысли (vitakka) и удержание мысли (vicara) – это грубые состояния ума, и понимает, что лучше входить в Дхьяну без них. Итак, он входит в первую Дхьяну тысячи раз и совершенствует ее пятью вышеупомянутыми способами. Приобретая все больше опыта в отношении отпечатка объекта и все больше привыкая к нему, практикующий, в конце концов, начинает входить в Дхьяну без приложения и удержания мысли и достигает второй Дхьяны с тремя ее составляющими: радостью (piti), удовольствием (sukha) и однонаправленностью ума (ekaggata). Это состояние также необходимо совершенствовать пятью способами. Далее практикующий начинает считать радость грубым состоянием ума. Множество раз испытав вторую Дхьяну, он достигает третьей Дхьяны, которая не сопровождается радостью, но лишь удовольствием и однонаправленностью ума. Эту Дхьяну также необходимо совершенствовать пятью способами. Рассмотрев и проанализировав третью Дхьяну, практикующий начинает считать удовольствие (приятное чувство) грубым качеством, близким к чувственным удовольствиям, и пытается от него освободиться. После совершенствования третьей Дхьяны пятью способами, удовольствие (приятное чувство) преобразуется в безмятежность (нейтральное чувство). На этой ступени практикующий достигает четвертой Дхьяны, испытывая безмятежность и однонаправленность ума. Эту Дхьяну также необходимо совершенствовать пятью способами.
Далее практикующий при желании может развить сверхъестественные способности, такие как левитация, ясновидение, способность воспринимать звуки, находящиеся вне пределов слышимости, способность чтения мыслей, способность передачи мыслей, способность вспоминать прошлые жизни и так далее. Но необходимо осторожно отнестись к этим способностям, чтобы они не стали искушением и привязанностью и как следствие препятствием для дальнейшего духовного развития.
Рассмотрев и изучив природу четвертой Дхьяны и ее черт, практикующий находит в ней много недостатков. Он видит, что она все еще близка к грубым чувственным состояниям. Практикующий видит, что после смерти обретет тело, состоящее из тонкой субстанции, но все-таки подверженное смерти и разрушению. Увидев столь много недостатков в четвертой Дхьяне, он начинает прилагать огромные усилия, чтобы достичь состояния, лишенного какой-либо материальности.