(Осознанность Дыхания)
15] ‘Бхиккху, когда развивается и взращивается осознанность дыхания, это приносит большие плоды и большое благо. Когда развивается и взращивается Осознанность Дыхания, она осуществляет Четыре Основы Осознанности. Когда развиваются и взращиваются Четыре Основы Осознанности, они осуществляют Семь Факторов Просветления. Когда развиваются и взращиваются Семь Факторов Просветления, они приводят к истинному знанию и освобождению'.
Можно заметить, что в этой сутте упоминаются Четыре Основы Осознанности и что они осуществляются с помощью практики Джхāны, или безмятежных и мудрых медитативных состояний ума. Это явно отличается от современно теории, согласно которой невозможно достичь Четырех Основ Осознанности пока мы переживаем джхāны [уровни медитации]. Владыка Будда учил только одному виду медитации, и это саматха или безмятежность, или же можно сказать, что он учил самāдхи – медитации безмятежной мудрости.
16] ‘И как, бхиккху, развивается и взращивается осознанность дыхания так, чтобы она принесла большие плоды и большое благо?'
17] ‘Здесь, бхиккху удаляется в лес, под корни дерева, или в пустую хижину, садится со скрещенными ногами, выпрямляет свое тело и устанавливает осознанность перед собой. Всегда осознавая он вдыхает, осознавая он выдыхает.'
Фраза ‘уходит в лес, или под корни дерева, или в пустую хижину' означает, что мы удаляемся в достаточно тихое место, где будет мало отвлекающих факторов. Подходящее место – это вдали от дорожного шума, громкой и постоянной музыки или звуков, людей, а также животных.
Во времена Владыки Будды, большинство людей сидели на полу. Отсюда фраза ‘садится со скрещенными ногами и выпрямляет свое тело'. Однако в настоящие дни, сидеть на полу может оказаться весьма утомительным и болезненным, т.к. люди, в большинстве, сидят на стульях, табуретах или диванах. Если вы желаете сидеть на полу, вам может пригодиться подушечка для сидения. В действительности, куда более важно исследовать все происходящее в уме, чем сидеть с неприятными и болезненными ощущениями. Запомните, в сидении на полу нет ничего волшебного. Все волшебство исходит из ясного, спокойного ума, который чувствует себя как можно более свободней. Таким образом, если вам очень болезненно сидеть на полу, вы можете сесть на табурет или стул. Однако есть одно важное условие: если медитатор сидит на стуле, он не должен облокачиваться на спинку стула. Облокачиваться на спинку хорошо для сна, а не для медитации! Слова ‘выпрямляет свое тело' означают сидеть с совершенно прямой спиной, при этом она не должны бать жесткой и вызывать ощущение неудобства. У совершенно прямой спины все позвонки расположены один над другим. Это способствует беспрепятственному протеканию энергии вверх и вниз вдоль спины. Облокачивание остановит поток энергии и вызовет появление сонливости. Поэтому, пожалуйста, не облокачивайтесь ни на что. Когда вы впервые начинаете медитировать, ваша спина не привыкла постоянно быть прямой, и потому, некоторые мышцы могут начать бунтовать и выражать недовольство. Однако с терпением и настойчивостью эти непривыкшие мышцы со временем приспособятся и окрепнут.
Существует еще один важный аспект сидячей медитации. Вы должны сидеть, не двигая телом ни при каких условиях. Пожалуйста, не шевелите пальцами рук или ног, не двигайте руками, чтобы почесаться или потереться или же как-то изменить положение тела прежде завершения медитации. Всякое движение нарушает непрерывность практики и это становится причиной того, что медитатор начинает все заново. Некоторые учителя медитации учат своих учеников, что пока вы поддерживаете ‘осознанность' вполне допустимо двигаться. Но если ученики действительно поддерживают осознанность, они будут способны наблюдать за умом и заметить его неприязнь к этим ощущениям и, тогда, расслабить ум вокруг них. Таким образом, причина для движения не возникла бы! Осознанность означает любящее принятие всего происходящего в настоящем мгновении, не пытаясь контролировать, противодействовать или изменить этого. Быть по-настоящему осознающим означает раскрыться и позволить чему бы то ни было появляться в настоящем моменте. Движение во время сидения означает, что медитатор совсем не сохраняет осознанности. Медитатор уступает желанию пошевелиться, и отождествляет себя с эти желанием. Таким образом, когда мы подготовлены и начинаем медитировать, мы должны оставаться неподвижными и продолжать успокаивать ум всякий раз, когда появляется отвлекающий фактор. Лучше всего сидеть так же неподвижно как изображение Будды! Фактически, единственное допустимое движение во время медитации - это выпрямлять спину, когда та начинает сгибаться или наклоняться, т.к. это происходит не очень часто.
Слова ‘осознавая он вдыхает, осознавая он выдыхает' объясняют нам как следует практиковать осознанность дыхания. Осознавать дыхание, значит знать когда мы ощущаем вдох, и знать когда мы ощущаем выдох. Это просто означает раскрыть свою осознанность и быть как можно более внимательным к дыханию и в то же время, расслаблять напряжение в голове (более подробно это будет объясняться немного позже).
18] ‘Делая долгий вдох, он понимает: ‘Я делаю долгий вдох'; или, делая долгий выдох, он понимает: ‘Я делаю долгий выдох'. Делая короткий вдох, он понимает: ‘Я делаю короткий вдох'; или, делая короткий выдох, он понимает: ‘Я делаю короткий выдох''.
Слова ‘он понимает' подчеркнуты, чтобы показать, что мы не сосредотачиваемся с сильным вниманием на дыхании, исключая все остальное. Мы просто понимаем все происходящее с дыханием в настоящем моменте. Это все, что требуется! Мы просто знаем, когда совершаем долгий или короткий вдох! Нет никакого контроля над дыханием. Вместо контроля присутствует лишь понимание того, что мы делаем в настоящем моменте. Если мы попытаемся ‘слишком сильно сосредоточиться' или ‘сконцентрироваться' на дыхании, исключая все остальное, то вызовем лишь головную боль из-за ‘неправильного сосредоточения'. Каждый раз, когда медитатор будет сильно держаться за объект медитации и пытаться принудить ум ‘сосредоточиться' или отбрасывать любые отвлекающие факторы, у него в голове будет возникать очень сильное и болезненное напряжение. Это напряжение в голове также появляется когда медитатор пытается контролировать сидение, отбрасывая все отвлекающие мысли и чувства, и быстро возвращаясь к объекту медитации. Это происходит с ‘ежемгновенным сосредоточением', как впрочем и с любой другой техникой ‘сосредоточения'.
Многие учителя медитации учат своих учеников устанавливать внимание прямо в середине ощущения и рассматривать его истинную природу. Это вызывает появление нескольких различных последствий. Во-первых, ученик разовьет более сильную боль, и это наоборот станет отвлекающим фактором. Это случается потому, что такие учителя медитации учат своих учеников оставаться с этой болью до тех пор, пока она не уйдет. К сожалению, для этого может понадобиться невероятно много времени. Кроме того, ученики должны напрягать свой ум, чтобы наблюдать за этим напряжением. В действительности же это напряжение ума не осознается. Ученики начинают развивать ум, который закрепощается при возникновении боли. Вполне естественно, что это происходит, т.к. необходимо много мужества и большая сила духа, чтобы наблюдать за болью подобным образом. В действительности в это время развивается разновидность антипатии, и это закрепощение ума не осознается как аничча, дуккха, анаттā. Со временем, даже когда вы не будете медитировать, это подавление может вызвать закрепощение личности, что вызывает появление настоящих проблем. Ум станет склонным к критике и осуждению, а совершенствование ума станет для медитатора трудным. Многие люди говорят, что им необходимо проводить ритрит любящей доброты после совершения других видов медитации, поскольку они обнаружили, что совершают и говорят вещи, которые не приятные другим людям. Когда это происходит, следует задаться вопросом: ‘Действительно ли эта техника медитации ведет к моему счастью и счастью других! Если ответ ‘да', тогда зачем мне нужно практиковать другую форму медитации чтобы сбалансировать свое мышление?'
В конечном счете, вы сможете подавить эту антипатию с помощью практики ‘сосредоточения', которой учат большинство учителей медитации как ‘истинному методу'. Однако, метод, которому учил Владыка Будда, состоял в том, чтобы никогда ничего не подавлять. Его метод заключался в раскрытии и расширении ума и принятии всего возникающего в настоящем мгновении. Таким образом, всякий раз, когда в теле возникает боль, мы сперва распознаем, что ум охвачен этим ощущением, отпускаем все мысли связанные с этим ощущением, раскрываем ум и ослабляем плотный ментальный узел, завязанный вокруг этого ощущения, или же просто позволяем этому ощущению быть там самому по себе, без всякого ментального противодействия или антипатии к нему. Мы делаем это, говоря себе следующие слова: ‘Ничего страшного, пусть эта боль будет там сама по себе. Далее, ослабив напряжение в голове… почувствуйте как ум расширяется и становится спокойным… затем вновь направьте внимание обратно на объект медитации, т.е. на дыхание'.
Если нас увлекут размышления об этом ощущении или боли, оно усилится и станет более интенсивным. Со временем, мы не сможем больше терпеть его и почувствуем необходимость изменить положение тела. Это размышление или внутреннее рассуждение относительно возникшего ощущения, а также желание чтобы оно прошло, является ‘самоотождествлением' с этим болезненным ощущением. Такая вовлеченность, … попытки контроля, борьба с ощущением, … противодействие ему и т.д. – всего лишь борьба с Дхаммой (Истиной Настоящего Мгновения). Каждый раз, когда мы боремся и пытаемся контролировать ум или же закрепощаем его для Дхаммы настоящего мгновения, мы причиняем себе ненужные страдания и боль. Еще одна форма борьбы с Дхаммой состоит в личностном восприятии явлений. В результате, это делает боль еще сильнее. Таким образом, мы должны научиться раскрываться и любяще принимать настоящее мгновение без такого ‘самоотождествления' и размышления или внутреннего рассуждения, или восприятия этого момента как ‘я есть это'. Так, можно обрести мир и спокойствие ума, вместе с безмятежностью, полной осознанностью и внимательностью.
Владыка Будда учил нас трем видам действий, которые совершаются во время медитации или в нашей повседневной деятельности, это – ‘любить место, где мы находимся, любить то, что мы делаем в настоящем мгновении, и любить тех, с кем мы находимся'. Эти простые советы позволяют в полной мере принять настоящее мгновение. ‘Любить место, где мы находимся' означает принять тот факт, что когда мы сидим в медитации, вещи не всегда бывают такими, какими мы бы хотели чтобы они были. ‘Любить то, что мы делаем' означает раскрыть ум и позволить появляться в нем всему, что возникает в настоящем мгновении, не привязываясь к этому. Хорошим акронимом для этого будет НПИОУ, что означает ‘Не Противодействовать Или Отталкивать, Успокаивать'. Что бы ни возникало, мы не противодействуем этому и не отталкиваем его. Просто расслабьте его, раскройте ум и примите это явление. Иными словами ‘любить то, что мы делаем, любить тех, с кем мы находимся' означает любить себя так, чтобы мы видели и отпускали различные виды привязанности, которые вызывают появление боли в нашем теле и уме. Признание того факта, что мы причина собственных страданий является важным достижением. Если мы по-настоящему любим себя, то увидим боль и страдание и с любовью отпустим их. Это осуществляется посредством отпускания размышления о них. Таким образом, мы освобождаемся от привязанности и самоотождествления с ними.
Он упражняется так: ‘Я буду вдыхать, осознавая все тело [дыхания]';
Он упражняется так: ‘Я буду выдыхать, осознавая все тело [дыхания]';
Эта часть сутты подразумевает, что медитатор знает, когда начинается вдох и когда он прекращается. Также он знает, когда начинается и когда прекращается выдох. Медитатору не следует слишком сильно фокусироваться или ‘сосредотачиваться' на дыхании, или же воспринимать это дыхание в качестве объекта высшего сосредоточения. Мы просто знаем обо всех изменениях в дыхании, происходящих в настоящем мгновении. Наша осознанность достаточно острая, чтобы всегда знать, что происходит с дыханием, при этом не контролируя его каким-либо образом. Просто позвольте дыханию и осознанности быть естественным процессом.
Он упражняется так: ‘Я буду вдыхать, успокаивая телесные образования';
Он упражняется так: ‘Я буду выдыхать, успокаивая телесные образования'
Это простое изложение является наиболее важной частью указаний по данной медитации. Оно учит нас замечать напряжение, возникающее в голове с каждым появлением сознания и отпускать это напряжение, когда мы совершаем вдох или выдох. Затем, мы ощущаем как раскрывается наш ум, расширяется, расслабляется и становится спокойным. Всякий раз, когда мы замечаем что ум отвлекся от дыхания, мы просто отпускаем этот отвлекающий фактор, ослабляем напряжение в голове, отпуская его, ощущаем как ум становится открытым, расширенным, расслабленным, спокойным и ясным. Далее, мы осторожно направляем ум обратно на дыхание, делая вдох, мы расслабляем, расширяем и успокаиваем напряжение в голове и уме… делая выдох, мы расслабляем, расширяем и успокаиваем напряжение в голове и уме. Например, когда появляется мысль, просто позвольте ей уйти. Не продолжайте размышлять, даже если вы находитесь в середине предложения. Просто мягко позвольте мысли уйти. Если отвлекающим фактором является ощущение, сперва раскройте ум и освободитесь от неприязни к этому ощущению, затем откройте и расширьте ум, прежде чем направить внимание обратно на дыхание.
Подобное раскрытие, расширение и отпускание напряжения в голове является, фактически, освобождением от тонкой формы ‘самоотождествления', которая привязывает себя ко всему возникающему. Таким образом, когда мы освобождаемся от этого напряжения, мы в действительности освобождаемся от всего неведения, являющегося причиной новых рождений.
Если вы будете тщательно следовать всем указаниям по медитации, содержащимся в этой книге, у вас не будут возникать в уме ‘знаки или же нимитта' (т.е. свет или иные объекты, порожденные умом, которые возникают когда практикуют ‘медитацию сосредоточения'). Ум естественно станет спокойным и безмятежным. Нет необходимости пытаться принудить ум оставаться на объекте медитации с помощью сильного ‘сосредоточения', вызывающего в голове напряжение и боль. Мы начинаем понимать истинную природу всех явлений, каковой является непостоянство (аничча), неудовлетворительность (дуккха) и ‘не-я' (анаттā).
Таким образом, когда мы практикуем ‘Медитацию Безмятежной Мудрости', мы осознаем вдох и одновременно расслабляем напряжение в голове и уме. Мы также осознаем выдох и, опять-таки, одновременно расслабляем напряжение в голове и уме. Ничего страшного, если случится так, что вы вначале пропустите один вдох или один выдох. Нам не следует оказывать на себя ненужное давление, которое можем вызвать мысли о том, как сложна эта практика. В действительности, это невероятно легкая практика и также простой способ совершенствования ума. Таким образом, если вы изредка пропускаете вдох или выдох, просто отпустите его и поймайте следующий вдох или выдох. Легко и просто, не правда ли? Сначала может показаться, что дыхание очень быстрое и за ним трудно уследить. Однако, по мере того, как вы будете продолжать практику, медитация станет легче и вы не будете так часто пропускать вдохи и выдохи. В конце концов, это постепенное обучение. Не необходимости оказывать чрезмерное давление на себя. Просто расслабьтесь в медитации.
Когда мы практикуем ‘Медитацию Безмятежной Мудрости', дыхание не становится утонченным и трудным для наблюдения. Если такое происходит, это означает что мы слишком сильно ‘сосредотачиваемся' на дыхании. Также, не достаточно расслабленно напряжение в голове. Если кажется, что дыхание вновь исчезает, это означает, что медитатор фокусирует свое ‘сосредоточение' и не достаточно успокаивает ум. ‘Джхāны' (уровни медитации) сами появляются по мере того, как ум становится спокойным и мирным. Медитатор не должен подталкивать, принуждать или ‘сосредотачиваться с неподвижным умом'. Фактически, Владыка Будда учил самой естественной форме медитации, которая подходит для каждого типа личности или индивидуальности.
19] Он упражняется так: ‘Я буду вдыхать, ощущая восторг'; он упражняется так: ‘Я буду выдыхать, ощущая восторг'.
Это подразумевает достижение первых двух джхāн (уровней медитации). Описание этих уровней является неизменной формулой, которая много раз повторяется в суттах[12]. Сейчас мы рассмотрим описание этих двух джхан:
Здесь, полностью отдаленный от чувственных удовольствий, …
Когда мы начинаем занятия медитацией, мы вначале закрываем глаза. Это значит отдалиться от чувственных удовольствий зрения. Когда ум отвлекают звуки, следует просто позволить этим звукам быть там самим по себе, не думая о том, нравятся они нам или нет. Просто отпустите эти звуки… разожмите ментальный кулак, зажатый вокруг этих звуков... расслабьте напряжение в голове, ощутите как ум становится спокойным и свободным… вновь направьте внимание на объект медитации, т.е. на дыхание. Расслабьте напряжение в голове, ощутите как ум раскрывается и становится безмятежным при вдохе, расслабьте напряжение в голове при выдохе, почувствуйте как ум становится открытым, мирным и спокойным. Мы остаемся с дыханием и расслабляем напряжение и ум до тех пор, пока следующий отвлекающий фактор не возникнет сам.
Мы проделываем это же с запахами, вкусами, телесными ощущениями и мыслями, или с любым чувственным удовольствием, которое отвлекает ум от дыхания. Всякий раз, когда возникают отвлечения врат шести чувств, мы должны отпустить эти отвлечения, разжать ментальный кулак вокруг данного отвлечения… ослабить напряжение в голове, раскрыть и расширить ум… направить внимание обратно на объект медитации. Не важно сколько раз возникают чувственные удовольствия. Вы должны позволить им быть там всякий раз, когда они возникают. Просто не забывайте отпускать их… ослаблять напряжение в голове, ощущать как расширяется ум и возвращаться обратно к дыханию.
… отдаленный от неблагих состояний…
Когда ум отвлекается от дыхания и начинает размышлять о возникающих ощущениях, у него появляется склонность к приятию или неприятию данного ощущения. Подобное размышление и намерение контролировать эти ощущения с помощью размышления над ними приводит к тому, что это ощущение возрастает и усиливается и, таким образом, возникает еще больше страдания. Этот умственный/телесный процесс образован из пяти разных совокупностей на которые воздействует склонность. У медитатора есть физическое тело, ощущения (умственные и физические), восприятие (распознавание), желание или мысли или свобода воли, и сознание. Рассматривая это, мы можем ясно увидеть, что чувства это одно, а мысли - другое. К сожалению, все мы развили привычку стараться исторгнуть из головы свои чувства. Это только делает их больше и сильнее и, в результате, возникает еще больше боли и страдания.
Когда практикуем медитацию Владыки Будды, мы должны осознать эту старую привычку, заключающуюся в размышлении, и должны освободиться от нее. Таким образом, когда возникает какое-нибудь ощущение, будь то физическое или эмоциональное, вначале разожмите этот плотный кулак, зажатый вокруг данного ощущения… теперь расслабьте напряжение в голове… ощутите как ум расширяется, затем становится спокойным и безмятежным… далее, направьте внимание обратно на дыхание. Делая это, мы наблюдаем истинную природу данного ощущения: его не было там прежде… теперь оно само возникло, т.е. наблюдаем изменение или непостоянство. Конечно же, мы не просили чтобы это очень болезненное ощущение возникало, мы также не просили чувствовать в это время гнев, печаль, страх, подавленность, сомнение или любую иную ловушку данного дня. Эти чувства сами возникают, независимо от того, желаем мы их или нет. Они длятся столько, сколько длятся. Чем больше мы пытаемся контролировать, бороться или отталкивать эти чувства, тем дольше они остаются и становятся намного больше и особенно сильными. Это происходит потому, что всякий раз, когда мы хотим контролировать данное ощущение, мы личностно отождествляемся с этим ощущением или эмоцией как с нашей. Мы склонны размышлять о том, какая это сильная боль, откуда она возникла, почему должна была появиться именно сейчас: О, я ненавижу это ощущение и хочу чтобы оно ушло'.
Каждая мысль об этом ощущении является самоотождествлением с ним. Каждый раз, когда мы пытаемся противодействовать происходящему в настоящем мгновении, мы боремся с Дхаммой Настоящего Мгновения. Когда появляется болезненное или даже приятное ощущение Истина заключается в том, что оно ЕСТЬ. Всякое противодействие, попытка контроля, желание выбросить его из головы или любая иная борьба с этим ощущением приводит лишь к возникновению еще больших страданий. В действительности, когда бы ни возникло ощущение, мы раскрываем ум… отпускаем желание контроля… любяще принимаем тот факт, что оно присутствует там и позволяем ему быть там самому по себе. Не Противодействуй Или Отталкивай, Успокаивай… Это НПИОУ является ключом к тому, чтобы иметь принимающий и открытый ум, который ведет к развитию безмятежности. Любое малейшее противодействие или напряжение означает, что еще присутствует самоотождествление, по-прежнему привязанное к ощущению.
Предположим, ранним утром к вам пришел друг и оскорбил вас, после чего вы отправились на работу. Что произошло с вашим умом? Если бы вы были подобны большинству людей, вы бы оскорбили его в ответ, потому что вы разгневаны и воинственно настроены. Когда друг ушел, о чем вы думали? – О том, что вы говорили… что говорил ваш друг… что вам следовало бы сказать… я прав, что чувствую себя так и я прав в том, что сказал… а он не прав в том, что он говорил и делал… И так понеслось. Это чувство гнева очень сильное и присутствуют мысли, которые привязаны к этому чувству.
Немного времени спустя вы отвлекаете себя какой-то другой деятельностью. Но гнев все еще присутствует, и если кто-нибудь придет поговорить с вами, вы, скорее всего, пожалуетесь на своего друга, который оскорбил вас. Таким образом, в это время вы передаете свое неудовлетворение и гнев кому-то еще, что оказывает отрицательное влияние на этого человека. Эти чувства и мысли, к которым вы привязались, возникают в разное время на протяжении дня. Фактически эти мысли подобны тому, как если бы они были записаны на аудиокассету. Они возвращаются в одинаковом порядке и точно с теми же словами. К концу дня вы отвлечетесь от них настолько, что они уже не будут появляться так часто. Тогда наступает время сидения в медитации и очищения ума. Но что при этом возникает? – Это же самое чувство гнева и связанные с ним мысли. И, таким образом, все повторяется сначала. Но на этот раз, так как вы освобождаетесь от вовлеченности в эти чувства и мысли, вы начинаете освобождаться от них. Видя, что эти мысли приводят к росту чувств, медитатор начинает успокаивать ум… ‘Не беда, это не так уж важно'… Успокаивайте… ‘Пусть они там будут'… раскрывайте ум и распустите этот плотный ментальный узел вокруг этих мыслей… освободитесь от антипатии к этому чувству… ощутите как ум начинает расширяться и затем расслабляться… теперь ослабьте напряжение в голове… почувствуйте как ум становится спокойным, какое облегчение! Теперь осторожно вернитесь к дыханию… делая вдох ослабьте напряжение в голове… делая выдох ослабьте напряжение в голове… всегда чувствуя как ум раскрывается, расширяется и становится безмятежным.
Затем гнев вновь возникает и, так, вы снова проделываете то же самое… пусть он будет там сам по себе без нашей вовлеченности в размышление о нем… раскройте и расслабьте ментальную хватку за него… ослабьте напряжение в голове… осторожно направьте внимание обратно на дыхание. Не важно сколько раз ум возвращается к этому чувству гнева. Каждый раз с ним одинаково обращаются. Мы не воспринимаем это чувство личностно, когда позволяем ему быть самому по себе. Таким образом, нет никакого самоотождествления с этим чувством. Это есть видение истинной природы данного чувства, не так ли? Этого чувства не было раньше, а теперь оно есть. Это видение непостоянства. Когда это чувство появляется, оно лишает нас безмятежного и мирного состояния. Это, несомненно, является болезненным ощущением, истинной формой страдания. Когда мы позволяем этому чувству быть самому по себе, не вовлекаясь в него и не размышляя о нем, когда раскрываем свой ум и расслабляем напряжение, мы переживаем в это время природу ‘не-я'. Таким образом, практикуя ‘Медитацию Безмятежной Мудрости' мы действительно переживаем три признака бытия: непостоянство, страдание и ‘не-я'.
По мере того, как мы продолжаем освобождать ум и отпускать любые отвлечения, эта привязанность становится все меньше и слабее. Наконец у нее оказывается недостаточно силы чтобы возникнуть. Когда это происходит ум наполняется облегчением и радостью. Это освобождение от привязанности означает отдаление от неблагих состояний. Когда мы освобождаемся и появляется радость, она длится в течение определенного времени. В результате ум достигает глубокой безмятежности и покоя. Медитатор переживает ум, который без усилий остается на объекте медитации. Когда это делается неоднократно, ум сам естественно станет спокойным и невозмутимым. В это время мы начинаем развивать безмятежность и равновесие ума.
… Бхиккху входит и пребывает в первой Джхāне (уровне медитации), которая сопровождается направленной и поддерживаемой мыслью, с радостью и удовольствием рожденными от уединения.
Все эти разные факторы образуют то, что обычно называется первой джханой (уровнем медитации). В это время все еще могут присутствовать некоторые мелкие блуждающие мысли. Если ум отклоняется от дыхания и медитатор расслабляет его, блуждающие мысли очень быстро обнаруживаются. Просто освободитесь от… расслабьте напряжение в голове, прежде чем возвращаться к дыханию. Некоторые учителя медитации называют это приближенным сосредоточением, но, по сути, они смотрят на вещи с точки зрения ‘медитации сосредоточения', а не ‘Медитации Безмятежной Мудрости'.
Направленная и Поддерживаемая Мысль – это описание размышляющего ума и дискурсивного мышления (блуждающая мысль). В некоторых переводах первоначальная и поддерживаемая мысль называются мышление и обдумывание. В каждой из разных джхāн (уровней медитации) все еще могут присутствовать направленные мысли. Различие между направленной мыслью и блуждающими мыслями следующее: с блуждающими мыслями мы думаем о том, что произошло в прошлом или о том, что произойдет в будущем или же мечтаем о том, что бы нам хотелось увидеть. Направленная мысль касается происходящего в настоящем мгновении. Это наблюдательные мысли, т.е. ум ощущает себя очень счастливым прямо сейчас, или же ум очень спокоен или же тело ощущает покой и мир прямо сейчас, и т.д. Можно иначе рассматривать Направленную и Поддерживаемую Мысль. Направленная мысль замечает когда ум отвлекается и направляет внимание обратно на дыхание. Поддерживаемая мысль – это ум, который остается на дыхании, не ускользая вновь.
Когда ум сможет оставаться на объекте медитации в течение все больших периодов времени, ваши облегчение и радость начнут значительно усиливаться. Вы непринужденно будете чувствовать себя как если бы вы улыбались, потому что эта радость – такое приятное ощущение в уме и теле. В это время вы будете ощущать тело и ум очень легкими, и вам покажется что вы парите. Это очень хорошее и приятное переживание. Некоторые учителя медитации учат своих учеников, что когда возникает радость: ‘Не привязывайтесь!'. Таким образом, эти ученики пугаются этой радости и стараются оттолкнуть ее так, чтобы им не осталось возможности привязаться. Однако, это неверный подход, поскольку неважно какое ощущение возникает – приятное, неприятное или нейтральное, их задача состоит в том, чтобы увидеть, что ум остается на дыхании и раскрыть, а затем расслабить свой ум.
Если ум отвлекается на какое-либо ощущение, просто позвольте этому ощущению быть там самому по себе и расслабьте напряжение в голове, почувствуйте как ум раскрывается и расширяется, затем вернитесь к дыханию. Привязанность или пристрастие возникает от вовлеченности ‘нравится', ‘не нравится' к тому, что возникает в настоящем мгновении, в то время как цепляние является размышлением об этом. Вы не привяжитесь, если позволите всему возникающему быть там самому по себе, и затем вернетесь к объекту медитации. После того как эта радость постепенно исчезнет, ум станет очень спокойным, мирным и безмятежным. Именно это ощущение спокойствия и безмятежности называется ‘счастьем рожденным от уединения'. Вначале, вы сможете сидеть в этом состоянии медитации в течение 10-и или 15-и минут. По мере продвижения практики это время увеличится. Это первая джхāна (уровень медитации) и она появится, когда мы в течение некоторого времени освободимся от чувственного удовольствия, а также от неблагих привычек или состояний ума, которые не позволяют нам достичь состояния ума, свободного от отвлечений.
Когда вы испытали это состояние спокойствия, вы начинаете осознавать причины, почему вы медитируете. В это время ум находится в состоянии приятного покоя и счастья, почти не имея отвлечений. Это такое глубокое и мирное состояние ума, которого вы никогда прежде не испытывали. Таким образом, когда обретаете это переживание, вас охватывает восторг и вы желаете, чтобы это происходило всякий раз когда вы сидите в медитации. НО, это же самое желание этих спокойных состояний ума является непосредственной помехой для их возникновения! Тогда вы стараетесь даже еще усердней и прикладываете еще больше усилий. К сожалению, ваш ум становится лишь все более и более беспокойным и выбитым из колеи. Это случается из-за желания чтобы что-то произошло определенным образом. Когда же это не происходит, мы прилагаем больше усилий и стараемся принудительно достичь спокойствия и безмятежности.
В результате, вы не можете испытать этого спокойного состояния медитации из-за своей привязанности к желанию того, чтобы явления возникали такими, какими вы их хотите. Это желание становится причиной вашего отклонения от настоящего мгновения и ваших попыток сделать следующее настоящее мгновение таким, каким бы вам хотелось чтобы оно было. Когда это настоящее мгновение не правильное, вы даже еще больше стараетесь. Однако это спокойное состояние появится лишь тогда, когда оно появится. Просто расслабьтесь и освободитесь от этого сильного желания, успокойтесь и перестаньте ожидать, что все будет происходить в соответствии с вашими желаниями и привязанностью. После первого опыта джхāны (уровень медитации) ум может стать довольно активным в следующий раз, когда вы будете сидеть в медитации. Но ваша осознанность острая и способна быстро распознать, когда ум начинает отклоняться. Тогда вы отпускаете это, раскрываете ум и возвращаете внимание к дыханию. Успокаивая и раскрывая ум при вдохе, успокаивая и освобождая ум при выдохе… Вскоре, ум вновь успокоится и снова появится радость. Когда она исчезнет вы снова испытаете это спокойное радостное чувство вместе с состоянием недвижимого и свободного ума.
В это время вы все еще имеете переживание всех 5-и совокупностей, подверженных цеплянию. Вы все еще можете слышать звуки или переживать возникающие в теле ощущения. Например, вы знаете когда на вас садится комар. У вас могут появиться некоторые мысли об этом комаре, но вы быстро распознаете, что это отвлечение и отпускаете его… ослабляя напряжение в голове и уме, затем осторожно возвращаетесь к дыханию. По мере того, как вы будете продолжать раскрывать и успокаивать свой ум при вдохах и выдохах, вы постепенно достигнете уровня, где больше не будет блуждающих мыслей. Радость будет немного сильнее, и она будет продолжаться немного дольше. Когда она утихнет, спокойное чувство счастья станет сильнее, а спокойный ум глубже проникнет в дыхание. Это состояние описывается следующим образом:
Опять-таки, с успокоением направленной и поддерживаемой мысли, бхиккху входит и пребывает во второй Джхāне (уровень медитации), в которой [ощущается] уверенность в себе и единство ума без присутствия направленной и поддерживаемой мысли, с радостью и счастьем, рожденными от недвижимости ума.
Успокоение направленной и поддерживаемой мысли подразумевает, что в это время ум становится очень спокойным и прочно закрепляется на объекте медитации. В нем отсутствует дискурсивное мышление о прошлом или будущем. Однако, все еще могут возникать мысли о наблюдении. Запомните, подлинная медитация – это безмолвное и открытое наблюдение. В теле все еще присутствует чувство, как будто все органы чувств действуют. Но, к примеру, если возникает звук, он не приводит в волнение или в движение ум. Вы осознаете, где находитесь и что делаете. Уверенность в себе, упоминаемая в сутте, приходит от уверенности, обретаемой вами, когда вы сами ясно видите, как хорошо действует медитация. Уверенность в себе возникает не только тогда, когда вы сидите в медитации, но также и в течение повседневной деятельности. Единство ума означает, что ум очень спокойный и не бродит повсюду. Ум пребывает в удовлетворении, оставаясь на дыхании и продолжая раскрываться и ослаблять напряжение при вдохах и выдохах. Это описание первых двух джхāн (уровней медитации).