Вопрос 26. Того же к тому же: Скажи мне, Владыко мой, каким путём скорее можно достигнуть спасения, трудами ли или смирением и как избавиться от забвения?
Ответ: Брат! Истинный труд не может быть без смирения. Ибо сам труд суетен и не вменяется ни во что. Писание говорит: Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс. 24: 18). Итак, кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигнет [цели]. Имеющий смирение с уничижением также достигает, ибо уничижение заменяет труд. А кто имеет одно только смирение, тот хотя и успевает, но не так скоро. Желающий приобрести истинное смирение отнюдь ни в каком случае не должен почитать себя чем-нибудь. В этом состоит истинное смирение. Приемлющий тот огнь, который Господь пришел воврещи на землю (Лк. 12: 49), не знает забвения и пленения, ибо всегда ощущает этот огонь.
Возьми пример от чувственного огня. Если к человеку, находящемуся уже при смерти, приблизится огонь, он тотчас чувствует боль. И чем бы человек ни был занят, если упадет на него горячий уголь, он нимало не может уже оставаться в своём увлечении. Брат! Огонь никогда не угасает, иначе он не был бы огнём. Если ты хочешь избавиться от забвения и пленения, то не иначе можешь того достигнуть, как стяжав в себе духовный огнь, ибо только от его теплоты исчезают забвение и пленение. Приобретается же огнь этот стремлением к Богу. Брат! Если сердце твоё день и ночь с болезней не будет искать Господа, ты не можешь преуспеть. Если же, оставив всё прочее, займёшься этим, то достигнешь этого. Ибо Писание говорит: Упразднитеся и разумейте (Мф. 15: 10) и прочее. Да даст тебе Господь разуметь это и подвизаться в этом.
Вопрос 27. Того же к тому же: Отец мой, что есть смирение? Что уничижение? И что сокрушение сердца? Приобретает ли тот смирение, кто сам себя уничижает в сердце? Или нужно для этого перенести ещё и внешние поношения, и досады от людей, и упражняться в самых низких делах ( Т.е. таких, которые считаются унизительными в глазах других.)? Должен ли также смиренномудрый показывать своё смирение на словах или стараться быть смиренным и в поступках?
Ответ: Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всём отсекать свою волю, повиноваться всем и без смущения переносить то, что постигает нас отвне. Таково истинное смирение, в котором не находит себе места тщеславие. Смиренномудрый не должен стараться высказывать своё смирение на словах, но довольно для него говорить: «Прости меня» или «Помолись о мне». Не должно также самому собой вызываться на исполнение низких дел: ибо и то и другое ведёт к тщеславию, препятствует преуспеянию и более делает вреда, нежели пользы. Но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием — вот что приводит к преуспеянию. Уничижение же бывает двоякого рода. Одно сердечное, а другое происходит от поношений, принимаемых отвне. Уничижение, принимаемое отвне, более сердечного, ибо легче самому себя уничижить, нежели перенести уничижение от других, потому что последнее производит гораздо большую болезнь в сердце. Сокрушение же сердца состоит в том, чтобы хранить его и не допускать увлекаться неполезными помышлениями.
Вопрос 28. Того же к тому же: Если кого-нибудь хвалят, не должен ли он отвечать, говоря как бы со смирением?
Ответ: Молчать гораздо полезнее. Ибо если кто отвечает, то это значит, что он принимает похвалу, а это есть уже тщеславие. Даже и то, когда думает, что он отвечает смиренно, есть уже тщеславие, ибо если он те же слова, которые сам говорит о себе, услышит от другого, то не может перенести их.
Вопрос 29. Того же к тому же: Но, случается, что похваливший, заключивший из молчания его, что принял похвалу, соблазнится этим. Как же должно поступать?
Ответ: Неизвестное подвизающийся должен предоставить Богу, да известит Он Сам слышащего. Почему знать, может быть, хваливший получил пользу от его молчания, полагая, что он не принял похвалы, а он думает, что тот соблазнился. Если соблазнивший сам обнаружит это, тогда должно объяснить ему со смиренномудрием, говоря: «Прости меня, брат, я ничего не сознаю в себе доброго, потому и не нашёл, что тебе отвечать, но помолись о мне Господа ради».Вопрос 30. Того же к тому же: Случается, что иной действительно грешен и со смиренномудрием, а не по тщеславию говорит истину. Неужели он и тогда не должен отвечать?
Ответ Иоанна: Не должен, хотя бы и так было. Ибо если он смиренномудрствует на время, но слушающий считает его смиренномудрым, и это будет тяготить его, потому что Господь сказал: Горе вам, егда добре рекут вам вcu человецы (Лк. 6: 26), относя это к грешникам, которые не имеют дел, а получают похвалу.
Вопрос 31. Того же к тому же: Как же мы находим, что некоторые из святых, когда их хвалили, отвечали со смирением?
Ответ: Отцы, достигшие той меры, о которой сказал Господь: Егда сотворите сия вся, рцыте, яко раби неклю-чими есмы (Лк. 17: 10), и поистине считая себя такими, так и отвечают, как думают о себе, если же и от другого тоже услышат, не приходят в негодование, но благословляют его, как сказавшего истину.
Вопрос 32. Того же к тому же: Если кто-нибудь, будучи облагодетельствован другими, благодарит его, как своего благодетеля, неужели и в таком случае не должно отвечать.
Ответ: Молчание всегда хорошо. Но чтобы не показалось, что благотворитель отвергает приносимую ему благодарность, он должен со смирением сказать: «Прости меня, авва, и помолись о мне Господа ради», имея в сердце своём, что он сам ничего не сделал, ибо Господь благодетельствует всем. При том должен молить Бога, чтобы не понести осуждения за свои слова.
Вопрос 33. Того же к тому же: Помолись о мне, отец мой, чтобы я избавился от языка своего, от свободы в обращении и от угождения чреву.
Ответ: В отношении языка, свободы в обращении и чревоугодия, как ты меня просил помолиться, так и сам старайся по силе своей воздерживаться, ибо их нельзя обуздать без болезни сердечной, без трезвения и плача, вспоминая, что много может молитва праведнаго поспе-шествуема (Иак. 5: 16). Все страсти побеждает смирение, которое всякий приобретает трудом. Брат! Бог да подаст тебе силу, соединённую с рассуждением и страхом Божиим.
Вопрос 34. Того же к тому же: Если это приобретается плачем, как ты сказал, то как же мне сохранить плач, когда я нахожусь среди людей, служу другим и забочусь о том, что кому дать из больных? И есть ли сердечный плач без слёз?
Ответ Иоанна: Не плач происходит от слёз, а слёзы от плача. Если человек, находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимание на чужие грехи, то приобретает плач. Ибо через это собираются его помыслы и, собираясь таким образом, рождают в сердце печаль по Богу (2 Кор. 7: 10), а печаль эта — слёзы.
Вопрос 35. Того же к тому же: Я объясняю свои помыслы авве и чувствую, что некоторые скорбят на то. Как же мне поступать? Не получаю ли я вреда, пребывая в келии и, как, посмеиваясь надо мной, внушает мне помысел, будто бы внимая своему намерению. Потом, ежели намерение моё при вашем покровительстве и не будет по страсти, как могу совершить всё это дело без вреда, будучи немощен и не имея ещё ненависти к страстям моим? И потому прошу тебя, если и ты также рассудишь, и то мне полезно, чтобы не быть мне более посредником между братией и аввой вне больницы, как бы не возбудить через это зависть и не поколебаться самому. Душа моя в твоих руках, отец мой, скажи мне, как повелишь мне поступать?
Ответ: Если говоришь чистосердечно, не по страсти и не по тщеславию, а только для пользы, то не обращай внимания на слова людей. Подвизайся при помощи молитв святых, пока не успеешь окончить всё дело без вреда. Быть посредником не по страсти, как я сказал, дело доброе, потому что не всем возможно, да не всем и полезно говорить прямо с аввой. Когда ты говоришь по Богу, то не от себя говоришь и делаешь добро, но Бог действует во всём. А благое Божие не рождает зависти. Если же она и появится на малое время, то скоро угасает. Души всех нас в руках Бога, Он хранит нас и укрепляет на полезное.
Вопрос 36. Того же: Если я нахожу что-нибудь полезным для некоторых, должен ли я сказать то, не будучи спрошен о том? И если брат, которого это касается, будет старше меня или клирик, сказать ли мне о нём авве или промолчать? Когда меня спросят, то как отвечать? Если же полезно говорить и самому по себе, то как мне говорить, чтобы не показаться притворным, т.е. избежать смиреннословия и не говорить, как бы уча с властью?
Ответ: Отцы сказали, что хорошо говорить Бога ради и молчать Бога ради. Слова же их значат следующее: говорить, как я сказал, не по страсти хорошо, ибо говорящий таким образом Бога ради говорит, а когда кто видит, что хочет что-нибудь сказать по страсти, то если промолчит, хорошо сделает, ибо он умолчит Бога ради. Если же хочешь говорить по Богу, не заботься о том, что сказать, иначе ты не исполнишь заповеди, но предоставь это дело Богу, и Он вложит в уста твои, что сказать для пользы. Бог силен препоясати нас, немощных, силою (1 Цар. 2: 4). Он да укрепит тебя, брат.
Вопрос 37. Того же: В чём должно отсекать свою волю перед аввой: в добром, в среднем (Под средними делами разумеются такие, в которых нет вреда, но нет и существенной пользы.) или в том, что кажется противно заповеди Божией? И если повеление его будет выше сил моих, должен ли я отказаться, чтобы не впасть после в скорбь и смущение? И ещё, если кому-нибудь нужно будет попросить чего-либо у аввы, он скажет мне, чтобы я помог ему в том деле, и я соглашусь — не даст ли это пищи моему честолюбию, как будто я что-нибудь значу?
Ответ: Брат! Кто хочет быть иноком, тот отнюдь ни в чём не должен иметь своей воли. Христос, научая нас этому, сказал: Яко снидох с небесе, не да творю волю Мою (Ин. 6: 38) и прочее. Ибо кто хочет одно исполнять, а от другого отказываться, тот показывает, что он или рассудительнее повелевающего ему, или поруган демонами. Итак, ты должен слушаться во всём, хотя бы тебе и показалось, что дело будет не безгрешно. Авва, который назначает тебе оное, понесёт и грех твой, ибо с него взыщется ответ за тебя. Если же назначаемое дело покажется тебе тяжёлым, спроси об этом авву и предоставь его рассуждению. Если же братия будет назначать тебе подобное дело, а ты видишь или знаешь, что оно вредно или превосходит твои силы, опять спроси авву, и что он скажет, то и сделай. Если же будешь разбирать не только дела, но и людей, то навлечёшь себе скорби. [Но где видишь, что дело доброе, там покажи послушание братии, а в чём сомневается помысел или что превосходит твои силы, или сопряжено с вредом], всё то говори авве твоему, и как он рассудит, так и поступи, и будешь спокоен. Ибо авва знает, что делает и как заботиться о душе твоей. Веруй, что всё, что он говорит тебе, говорит по Богу [а всё бывающее по Богу] полезно и не приносит ни скорби, ни смущения [от доброго не происходит ничего злого]. Всяко древо доброе плоды добры творит (Мф. 7: 17). Если же кто-нибудь в случае нужды попросит тебя помочь ему у аввы, исполни это, как заповедь, которую дал тебе авва, ибо если он посадит тебя у дверей и скажет: «Говори мне о всяком, кто бы ни пришёл», ты не от себя будешь делать это, но исполняя приказание повелевшего. Если авва повелит тебе говорить ему или не говорить, это уже не твоё дело.
Вопрос 38. Того же: Когда брат спросит меня о каком-либо слове или деле, которого я не знаю, отвечать ли ему или нет? Также когда меня и не спрашивают, но я сам вижу, что не хорошо делают что-нибудь, нужно ли хоть один раз сказать об этом тому, кто делает дурно, или нет?
Ответ: На все эти вопросы один ответ: остерегайся, чтобы не сказать по тщеславию, но говори со смирением и страхом Божиим. Во всех случаях [о которых ты спрашивал] скажи и напомни, если нужно, однако в своём только монастыре, а не в другом месте; потому что живущие в одном общежитии суть как бы одно тело. А когда находишься в другом месте, сам от себя не говори ничего, чтобы не показаться учителем. Но когда тебя спросят, скажи со смирением, и Бог вразумит тебя, брат.
Вопрос 39. Того же: Ты сказал мне, что когда меня спросят или сам вижу что-либо, то я должен сказать со смирением, но если вижу, что когда говорю, сердце моё услаждается тщеславием или хотя тогда и не услаждаюсь, но знаю, что буду услаждаться им после, промолчать ли мне или нет? Ответ: Сказать что-либо со смирением не значит говорить учительски, а так, как сам слышал от аввы и от отцов. Если же полезно сказать что-нибудь брату, а тщеславие внушает тебе усладиться этим, то знай, что враг хочет воспрепятствовать тебе сделать пользу брату. Если будешь слушаться тщеславия, брат никогда не получит через тебя пользы, но отвергни тщеславие и презри оное. А когда скажешь брату [должное], покайся перед Богом, говоря: «Прости мне, Господи, что я тщеславно говорил», и в последнем случае поступай так же.
Вопрос 40. Того же: Отец мой! Как согласовать это: ты повелел мне, когда вижу что-либо неполезное, говорить прежде, нежели меня спросят, а отцы говорят, что не должно начинать разговора прежде вопроса. И авва Нистерой не потому ли приводил других в удивление, что, будучи в общежитии, говорил: «Я и осёл — одно и то же». Скажи мне также, отец мой, что значит внимать своим помыслам? Должно ли заниматься этим в определённое время и как это делать?
Ответ Иоанна: Брат, старцы отвечают сообразно с [духовным] возрастом человека. Есть время, в которое человек может послужить, и тогда он должен оказывать другим услуги. Но настанет и такое время, когда ему будут служить другие, тогда духовный возраст его будет уже не тот, что прежде. Совершенным совершенное и говорится, а находящимся под законом преподаётся иное, ибо они ещё испытываются под пестуном. Когда ты будешь мёртв для мира, как авва Нистерой, тогда можешь сказать: «Я осёл». Не высокомудрствуй, потому что повредишь себе тем. Отцы назначили время для внимания своим помыслам, говоря: «Утром испытай себя, как провёл ты ночь, и вечером также, как провёл день. И среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя».
Толкование:
Через это богоносный отец показывает, что не всякий, но только смиренномудрствующий и уничижающий себя может сказать: «Я осёл», ибо сказать это не есть бесчестие, но напротив величайшая честь. Поэтому и говорит отец: «Не высокомудрствуй». Ибо когда кто достигнет в меру осла, то подобно ему, получая удары, терпя поношения, будучи отягощаем, влеком, связываем и терпя всё подобное, что свойственно терпеть ослу, переносить всё это, не противореча, не помня зла, и отнюдь не возмущаясь в сердце, но пребывая при всём том, как бесчувственный, что и означает уже желаемое двоякое или троякое умерщвление, тогда, может быть, [человек] осмелится сказать: «Я осёл», но и то со многим стыдом, размышляя о высоте такого преуспеяния. Однако думаю, что и тогда он не скажет этого, но видя, что ему многого недостаёт до такого состояния, тем менее осмелится сказать: «Я осёл», и даже не посметь и подумать сего, зная, что это есть высокомудрие, в котором состоит падение души и поистине совершенная погибель.
Вопрос 41. Того же: Если кто из старцев, высших меня, спросит меня о чём-нибудь, должен ли я сказать, что нахожу полезным?
Ответ Иоанна: Не твоё дело говорить это, потому что ты не знаешь воли Божией, действительно ли это полезно. Но если кто из них спросит тебя, скажи ему со смирением: «Прости меня» и «Я не знаю».
Вопрос 42. Того же: Когда брат делает что-нибудь среднее, но не согласно с моею волей, и я скорблю об этом, как мне поступить: промолчать ли и не успокоить своего сердца или ласково сказать и тем избавиться от смущения? Если же дело это другим причиняет скорбь, а не мне, сказать ли мне ради других, или это будет напрасное вмешательство в чужое дело?
Ответ Иоанна: Если дело будет безгрешное, среднее и ты хочешь сказать для того только, чтобы успокоить своё сердце, то в этом обнаруживается твоё побеждение, что ты по немощи своей не можешь потерпеть. Укори себя и молчи. А когда брат другим причиняет скорбь, то скажи авве твоему, и он или сам скажет тому брату, или тебя вразумит, что тебе сказать ему, и ты будешь спокоен.
Вопрос 43. Того же: Если я говорю авве ради других и догадываюсь, что брат смущается этим, как мне поступить? Также, когда он оскорбляет и других, и меня, сказать ли мне ради других или промолчать, потому что это и меня беспокоит? Если же знаю, что брат не скорбит об этом, сказать ли и себя ради или принудить себя промолчать?
Ответ Иоанна: Если ты скажешь авве, а брат смутится этим, то тебе нет до этого дела. Когда нужно будет сказать ради других и это тебя озабочивает, скажи ради них, себя же ради принудь себя не говорить.
Вопрос 44. Того же: Но помысел говорит мне, что если брат смутится на меня, он сделается мне врагом, полагая, что я его оклеветал перед аввой.Ответ Иоанна: Это злой помысел, возбраняющий исправлению брата. Не удерживайся, но говори авве, только по Богу, а не по страсти. Ибо и на врачей ропщут больные, которых они лечат, но врачи пренебрегают этим, зная, что после они их будут благодарить.
Вопрос 45. Того же: Когда вижу, что помысел побуждает меня сказать не для пользы брата, но для того, чтобы оклеветать (Разумеется сказать о ком-либо истину пристрастно.) его, сказать ли мне или промолчать?
Ответ Иоанна: Вразуми свой помысел сказать по Богу, а не по страсти. Если же побеждаешься желанием оговорить [брата], скажи авве, исповедуя ему клевету свою, чтобы обоим вам получить исцеление: брату от греха, а тебе от клеветы.
Вопрос 46: Если же помысел не допустит меня исповедать авве, что я говорю с намерением оклеветать брата, что мне делать, сказать ли или нет?
Ответ: Не говори ничего, и Господь попечётся об этом. Тебе не должно говорить с вредом душевным. Господь исправит брата, как Ему угодно.
Вопрос 47: Бывает, что я, кажется, делаю что-нибудь как должно, но другой поправляет моё дело, а я ответ ему даю с тщеславием Как мне поступать в подобных случаях?
Ответ Иоанна: Если тебе не нужно отвечать, молчи. А когда дело братнее наводит тебе сомнение, укори себя в тщеславии и уврачуй брата.
Вопрос 48: Если делаю нечто среднее и вижу, что когда брат узнает, что я это делаю, он соблазняется этим, и тщеславие понуждает меня скрыть это дело (ибо стыжусь, ежели брат увидит его), должен ли я его скрыть для избежания соблазна, или не скрывать во избежание тщеславия? Также когда не знаю наверное, соблазняется ли брат, но только подозреваю это, как мне поступать?
Ответ Иоанна: Если сердце осуждает тебя, что подаёшь брату соблазн, то скрой это дело и не давай ему повода к подобным помыслам. А когда не знаешь наверное, но только подозреваешь, не заботься об этом.
Вопрос 49. Того же: Если скажу кому-нибудь колкое слово, а он не поймёт его, должен ли я покаяться перед ним или промолчать и не давать ему мысли об этом?
Ответ Иоанна: Если брат не понял, что ты сказал ему колкость, молчи и не смущай его, но постарайся покаяться в этом.
Вопрос 50: Если кто-нибудь увидит, что брат согрешил, и скажет об этом авве. Тот, о котором сказано, как должен быть расположен к сказавшему на него?
Ответ Иоанна: Если согрешивший верный* и живёт по Богу, то, хотя бы кто-нибудь и по вражде сказал на него авве, он должен подумать: «Брат сказал это, желая доставить мне пользу», и так исполнится на нём слово Писания: Благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благая (Мф. 12: 35). Помышляя это, он скорее должен возлюбить того брата, нежели ненавидеть. Кто всегда таким образом поступает, тот преуспевает о Боге.
Вопрос 51. Того же: Так как я ощущаю, что по тщеславию своему немного краснею, когда делаю поклон при некоторых, то должен ли я стараться с намерением кланяться при других или как случится?
Ответ Иоанна: Ты не должен ухищряться с намерением кланяться при других или особенно [наедине], по делать это как придётся.
Вопрос 52: Должен ли я делать поклон и младшим или врачевать их словами, чтобы с другой стороны не вкралось [в меня] тщеславие?
Ответ Иоанна: Случается, что великие и почтенные люди бывают должны ничтожным и самым последним и обязаны отдать долг, не тщеславясь, потому что были должны. Так и ты, если должен кому-либо младшему тебя, поклонись ему без тщеславия, зная, что ты его должник.
Вопрос 53. Того же: Если страстный помысел войдёт в моё сердце, чем я должен отразить его: тем ли, чтобы противоречить ему или произнести запрещение и как бы прогневаться на него, или тем, чтобы прибегнуть к Богу и повергнуть перед Ним свою немощь?
Ответ Иоанна: Брат! Страсти — те же скорби, и Господь не отделил их, но сказал: Призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49: 15). И потому в отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как призывать имя Божие. Противоречить же прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются демоны. Если же кто из несильных будет противоречить, демоны ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали диаволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал это потому, что имел власть? Нам же, немощным, остаётся только прибегать к имени Иисусову. Ибо страсти, как сказано, суть демоны и исходят [от призывания сего имени]. Чего же ты хочешь более этого? Бог да укрепит тебя в страхе Своём и да подаст тебе победу.
Вопрос 54. Прошение того же: Прошу тебя, отец мой, дай мне слово, что ты молишься о мне, как и святой старец дал мне это. И когда я бываю побеждён в чём-либо, помысел говорит мне: «Бог потому не даёт тебе силы овладеть страстью, что в тебе есть гордость», или «...затем, чтобы овладев ей, ты не впал в тщеславие», или «...если легко получишь эту власть, легко и потеряешь её», или «...для того, чтобы ты, желая получить её, часто прибегал к Богу», или по другой какой-либо причине. Или это происходит от расслабления моего? И как мне поступать?
Ответ Иоанна: Если все мы едино, то дерзаю сказать, что старец в Боге и я с ним. Если он дал тебе слово, то и я через него. Знаю, что я немощен и самый последний, но удалиться от старца не могу, ибо по милости его мы двое составляем единое. Итак, внимай себе, брат. Постарайся трудиться, чтобы сохранить оные заповеди. Если же и побеждён будешь в чём-либо, не ослабевай, не отчаивайся, но встань снова, и Бог поможет тебе. То, что ты побеждаешься и не преодолеваешь страсти, происходит и от первых причин, упомянутых тобой, но случается, что и от расслабления подвергаешься тому. Для освобождения же от того и от другого надобно повергнуть себя перед благостью Господней с плачем, да освободит Он тебя от этих и от других страстей молитвами святых. Аминь.
Вопрос 55. Того же к тому же: Прошение помощи в том, что заповедал великий старец.
Ответ: Брат! Старец ничего не оставил без решения в своих к тебе ответах и заградил через то уста всем. Чего тыещё хочешь, когда тебе сказано: «Сохрани слова мои, и завет мой с тобой пребудет нерушим». По силе своей, старайся сохранить завет его, ибо в нём заключается наследие царствия, рай сладости, и ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9). Ты должен привнести свои усилия и старание, а покров, милость и подаяние силы зависят от Бога. Ему слава вовеки. Аминь.
Вопрос 56: Что мне делать? Я боюсь стыда бесчестия. И если вступлю в разговор с некоторыми, очень увлекаюсь оным и пленяюсь так, что совершенно забываю себя. Когда же опомнюсь, стыжусь оставить разговаривающих и уйти.
Ответ Иоанна: Чтобы немощному не впасть во всё это и в славолюбие, ему должно всячески избегать многословия и прекращать разговор, извиняясь аввой, будто бы тот повелел ему нечто сделать и потому он спешит. А не переносить бесчестие есть дело неверия. Брат! Иисус сделался человеком и перенёс бесчестия, а разве ты больше Иисуса? Это неверие и обольщение демонское. Кто желает смирения, как говорит, и не понесёт бесчестия, тот не может достигнуть смирения. Вот, ты слышал [сказанное], не презирай же этого, ибо и самое дело презрит тебя. Когда разговор приносит пользу и не служит препятствием более нужному делу, то стой, пока разговаривают. Если же разговор этот не полезен, скажи: «Прости, я немощен». О стыде же [скажу]: «Размышляя о всенародном стыде, который перед Господом постигнет грешников, вменишь ты временный ни во что».
Вопрос 57. Того же: Когда приходят в монастырь некоторые или мирские, или отцы, помысел внушает мне спросить у них о пользе души или о делах. Как ты рассудишь об этом?
Ответ Иоанна: Брат! Кто поистине желает быть учеником Христовым, тот ни в чём не имеет власти над самим собой, чтобы самому по себе делать что-либо. Хотя он и думает получить пользу от беседы с приходящими, но нарушает заповедь, которая говорит: Без совета ничесоже твори (Сир. 32: 21). Что же ты хочешь сверх того, что сказали отцы? Если некоторые пришедшие будут беседовать о Слове Божием, спроси авву твоего со смирением: «Авва, желаешь ли, чтобы я подождал и послушал или мне идти?» И что он скажет, то и делай спокойно. Если же и по надобности хочешь спросить кого-либо, инока или мирского, то скажи авве, и когда он найдет нужным, сам спросит то, что ты хочешь узнать. А когда тебе скажет: «Спроси ты», тогда спроси.
Вопрос 58: Если же я не хочу спрашивать, но случится мне встретиться с кем-либо из них, или кто сам спросит меня о чём-нибудь, то как повелишь тогда поступать?
Ответ Иоанна: При встрече с кем-либо ограничивайся только приветствием и потом скажи: «Помолись о мне, я иду по делу», и уйди. А когда спросят тебя о чём-либо, и ты знаешь это, то скажи и проходи далее. При незнании скажи: «Не знаю», и проходи далее.
Вопрос 59: Если же [кто-либо] застанет меня в то время, как я сижу или делаю что-нибудь, и сядет возле меня, и захочет говорить со мною, то что мне делать?
Ответ Иоанна: Если [кто-либо] застанет тебя сидящим где-нибудь и подойдет к тебе, прими от него благословение, и сделай тоже самое, что и прежде, и скажи ему: «Помолись о мне», и, хотя бы едва не руками удерживал тебя, скажи ему: «Прости меня, мне дана заповедь ни с кем не разговаривать без воли аввы, но скажу ему, и что он повелит, то и сделаю». Если же кто-либо подойдёт к тебе и сядет в то время, как ты делаешь что-нибудь, то по данной тебе заповеди найди какой-нибудь предлог и встань.
Вопрос 60. Того же: Что же значит сказанное аввой Исаией: «Приветствовав странника, спроси его, каково он живет, и потом сиди с ним молча»?
Ответ: Ты написал мне, что авва Исаия заповедал принять странника и после приветствия спросить его, каково он живет, а потом сидеть с ним молча. Но всё это было сказано старцу, который был уже в летах и достиг [высокой] меры [духовной]. Истинный же ученик и желающий быть иноком хранит себя от подобных бесед, ибо от них рождаются: нерадение, расслабление, непокорство и лютая дерзость. В ином месте [отеческих сказаний] написано: «Иоанн этим не занимается». И это-то значит — устранить от себя заботы в отношении всякого человека.
Вопрос 61: Помысел говорит мне: «Одним разом отсеки свидания, и ты избавишься от увлечения оными». И опять говорит: «Отсекай мало-помалу, дабы видящие тебя не стали удивляться». Скажи мне, что из этого лучше?
Ответ Иоанна: О том, чтобы прекратить свидания однажды навсегда, или мало-помалу, дабы видящие тебя не стали удивляться [скажу]: если отсечёшь свидания одним разом, то будешь спокоен, а иначе подашь повод [к новым разговорам и различным помыслам]. К разговорам потому, что будут говорить: «Он беседовал со мною прежде, побеседую и я с ним», к помыслам же, потому что иной подумает: «Верно, этот брат имеет что-нибудь против меня, ибо прежде говорил со мною, а теперь не говорит». Пожелай достигнуть этого, и Бог поможет тебе.
Вопрос 62. Того же: Иногда некоторые больные приходят в монастырь, прося чего-нибудь из больницы, и мне назначено аввой раздавать им нужное, через что я принуждён бываю разговаривать с ними и думаю: «Не по своему ли желанию я это делаю?» Объясни мне сие, отец мой, и помолись о мне, чтобы иметь мне при этом покой.
Ответ Иоанна: Касательно приходящих больных и имеющих нужду получить что-нибудь из больницы [скажу]: если ты всем одинаково будешь раздавать, то не должен беспокоиться об этом, потому что тебе [велено] так делать. Но будь весьма внимателен к тому, чтобы не завести с кем-либо разговора по сему случаю и не продолжить свидания, случившегося по необходимости, исключая того, когда надобно будет спросить о каком-либо деле или покупке. Но и при этом ограничивайся только необходимым вопросом, чтобы злая воля твоя не нашла себе пищи. Сохрани это, и получишь покой.
Вопрос 63: Помысл говорит мне, что безмолвие всего нужнее и что оно мне полезно. Справедливо ли он мне так внушает?
Ответ Иоанна: В чём состоит безмолвие, как не в том, чтобы удерживать сердце своё от того, чтобы давать [другим вещи и самому] принимать [от них], от человекоугодия и прочих подобных действий. Когда Господь обличил книжника через притчу о впадшем в руки разбойников и при том спросил его, кто был ближний его, книжник отвечал: Сотворивый милость с ним (Лк. 10: 37). И ещё сказал Господь в Писании: Милости хощу, а не жертвы (Мф. 12: 7). Если и ты веришь, что милость более жертвы,то к милости приклони твоё сердце. Безмолвие даёт человеку повод к высокоумию прежде, нежели он приобретёт самого себя, т.е. будет непорочен. Тогда [только] имеет место [истинное] безмолвие, когда человек понёс уже крест. Посему, если будешь сострадать [ближним], получишь помощь. Если же удержишь себя [от сострадания], желая взойти в то, что выше твоей меры, то знай, что потеряешь и то, что имеешь. Итак, не оставайся ни внутри, ни вовне, но держись середины, искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5: 16).
Вопрос 64. Того же: Объясни мне, отец мой, что значит: не оставайся ни внутри, ни вовне, но держись середины? Не нужно ли некоторые дни назначать безмолвию и некоторые попечениям внешним?
Ответ Иоанна: [Слова мои] значат: не дерзать на безмолвие и не нерадеть о себе, когда находишься среди попечений — вот средний путь, безопасный от падения. В безмолвии должно иметь смирение и при попечениях бдительность над собою и удерживать свой помысел. И все сие не ограничивается определённым каким-нибудь часом, тем более днями. Всякий должен с благодарением терпеть то, что по необходимости постигает его, и сострадать всем, находящимся в общежитии, ибо исполняет через сие заповедь апостола, т.е. если кто скорбит, поскорби с ним, увещай его, утешь его (Рим. 12: 15; 1 Сол. 5: 11, 14). В этом-то и состоит сострадание. Сострадать же больным и помогать им врачеваниями доброе дело. Если врач, пекущийся о больных, получает награду, не тем ли более тот, кто по силе своей во всём сострадает ближнему? Ибо не сострадающий ему во всём и в том, в чём сострадает, исполняет только волю свою.
Вопрос 65. Того же: Ты повелел мне держаться середины, но случается, что, когда я освобожусь от занятий и выберу удобное время, чтобы посидеть немного в своей келии, меня очень беспокоят приходящие по обыкновению возлюбленные мне иноки или мирские. Если выйду к ним, то скорблю; если же не захочу выйти, то мне надобно сидеть в моей келии, а через сие является препятствие в исполнении потребностей по больнице. Не повелишь ли мне сказать одному из братьев, находящихся со мною при больнице, чтобы, когда я не выйду, он пошёл бы и позаботился о том, что нужно. Или совершенно удалиться мне? Это я думаю как человек. Но если в помысле моём таится самооправдание, то да будет по воле Божией, а не по моей, потому что своя воля не может устоять, но оканчивается погибелью.
Ответ Иоанна: Чем более человек нисходит в смирение, тем более преуспевает. Пребывание в келии не делает тебя опытным, потому что ты пребываешь в ней без скорби. А через то, чтобы прежде времени оставить все попечения, враг готовит тебе не покой, а более смущение, так что заставит тебя наконец сказать: «Лучше бы я и не родился». О беспокойстве же от людей отцы сказали: «Бывает, что человек находится уже при смерти, а всё ещё внимает содружеству мира этого». Не давай им ничего и не принимай от них ничего, таким образом они и оставят тебя. И о служении брата [в больнице вместо тебя скажу], что, если ты делаешь что-нибудь, себе и помогаешь, если же через другого, то он получит более, нежели ты за труд твой и молитву. В прежнем ответе моём я говорил тебе о сострадании. Подвизайся же в нём, если веруешь апостолу, который говорит: Кто изнемогает, и не изнемогаю аз? Кто соблажняется и аз не разжизаюся? (2 Кор. 11: 29) Со озлобляемыми озлобляемы, аки и сами суще в теле (Евр. 13: 3).Вопрос 66: Отец мой! Если кто просит вещи, как мне выдать её с приветливостью, когда я сомневаюсь сначала? Ибо когда даю с принуждением, то душа моя бывает жестока и недовольна.
Ответ Иоанна: Если узнаешь, что просящий просит по нужде, дай ему с радостью, как выдавая из даров Божиих. В этом и состоит приветливость. Если же знаешь, что он просит без нужды, не давай ему, но скажи: «Мне дана заповедь от аввы ничего не давать не имеющему нужды». И это не будет жестокость. Господь да вразумит тебя.
Вопрос 67: Читая книгу Василия Великого о подвижничестве, я нашёл, что имеющий что-нибудь и дающий то другому по заповеди Господней, не другому благодетельствует, а более себе. Как же мне исполнить сию заповедь?
Ответ: Оная глава относится к тому, кто живёт отдельно и может управлять собой с рассуждением; а живущий в общежитии находится в повиновении отца, и на него не простирается эта заповедь, ибо он ни в чём не имеет власти поступать по своей воле.
Вопрос 68: В книге святого Василия о подвижничестве нашёл я и то, что невозможно быть учеником Господним человеку, пристрастному к чему-либо настоящему или обращающемуся с кем-либо из тех, которые, хотя на малое время, отвлекают его от заповеди Божией. Но родственники мои должны мне несколько, и я желаю эту сумму раздать нищим, а родные, может быть, не захотят мне её возвратить. Как мне поступить в таком случае?
Ответ Иоанна: Если ты не отсечёшь плотского мудрования и не сделаешься несколько настойчивым ради Бога, то впадёшь и в человекоугодие. Бог да подаст тебе силу и во всём исполнять волю Его. Аминь.
Вопрос 69. Того же: Что значит «не умалчивать» по слову отцов и как это исполняется на деле?
Ответ: Думаю, то, чтобы не молчать о своих помыслах, ибо скрывающий свои помыслы пребывает неисцелён и исправляется только частым вопрошением о них отцов духовных. Как сам разумею, сказал я тебе, брату моему. Если же ты лучше это понимаешь, Господь да даст тебе разум (2 Тим. 2: 7), ниспосылаемый от Него (Еккл. 2: 26; Иов. 12:13,16; 1 Ин. 5:20), также и мне, худейшему рабу Его.
Вопрос 70: Что значит сказанное тобой, отец мой, что внимательному нимало не вредит сон?
Ответ Иоанна: Кто хранит стадо своё подобно Иакову, от того отступает сон (Быт. 31: 40). И когда он и уснёт немного, сон его бывает, как у иного бодрствование, ибо огнь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон и он воспевает с Давидом: Просвети очи мои, да не когда усну в смерть (Пс. 12: 4). Кто достигает этой меры и вкусил уже сладость её, тот разумеет сказанное. Такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным.
Вопрос 71: Если кто-нибудь попросит меня войти в его келию и сотворить молитву, или я попрошу кого-нибудь зайти ко мне, или желаю помочь кому-либо в деле, то сколько раз должно отказываться и не соглашаться там, конечно, где нет преступления заповеди?
Ответ: Если ты войдёшь в келию брата или он в твою, и скажет тебе: «Помолись, брат», до трёх раз отвечай: «Прости». Если он и после третьего раза будет просить, то исполни [желание его] со смирением. И ты также три раза говори другому, и если не захочет, оставь его, потому что спорить — худое дело. И во всяком случае предлагают ли тебе принять помощь, или ты желаешь подать кому-нибудь руку [помощи], проси до трёх раз, и, если он не согласится, перестань с миром и не оскорбляй его. Таков истинный путь Божий. Внимай себе, чтобы подвизаться на нём нелицемерно, с чистым сердцем, при содействии Бога, Который простирает тебе руку и помогает Своей благодатью. Аминь.
Вопрос 72. Того же: Если случится трапеза любви и мне будут давать часть мою, но я не имею в ней нужды, повелишь ли мне взять её, чтобы не показалось, что я не принимаю из воздержания, и раздать ли её, кому нужно в больнице, или нет?
Ответ Иоанна: Брат! Если имеешь нужду в этой части, то прими её, если же нет, то не принимай, ибо иначе возродится в тебе тщеславие.