Вопросы преподобного Дорофея и ответы, данные на них святыми старцами Варсонофием Великим и Иоанном Пророком
Вопрос 1. К святому старцу Иоанну Пророку: У меня есть имущество, и хочу одну часть из него пожертвовать в общежитие, а другую раздать нищим. Скажи мне, отец мой, должен ли я раздать это через авву?
Ответ: Брат, на первые вопросы отвечал я тебе как человеку, ещё требовавшему молока. Теперь же, когда ты говоришь о совершенном отречении от мира, то слушай внимательно. По слову Писания: Разшири уста твоя, и исполню я (Пс. 80: 11). Брат! Не у меня, худейшего, должно тебе учиться, что делать. Но послушай лучше, что написано в Деяниях апостольских о продававших имения свои и полагавших цену к ногам апостолов: Даяшеся же коемуждо, егоже аще кто требоваше (Деян. 4: 35). Не сами они раздавали, но через апостолов. Сами же делались свободными от забот, имений и тщеславия. Так и ты поступи, если желаешь прийти в эту меру: наслаждаться спокойствием, отказаться от всех забот и безмятежно жить для Бога. Брат! Твоё имущество весьма незначительно в сравнении с тем, какое иные отдавали авве Исаии. Ему приносили десятки тысяч, говоря: «Распорядись ими, как знаешь», а не говорили, куда и как их отдать. Сделав таким образом то, что ведёт к совершенству, они жили уже без попечений. Если будет воля Божия на то, чтобы и ты достиг сего радостного состояния, то ты должен быть благодарен тому, кто понесёт твоё бремя. Как бы только сеятель зла не посеял в тебе той мысли, что принявший твоё имущество должен быть тебе благодарен. Бог да устроит для тебя полезное к спасению души.
Вопрос 2. Тот же брат вопросил великого старца: Должен ли он через своего авву раздать имущество и как раздать его и кому?
Ответ: Господь да благословит тебя, сын мой! Ты хочешь освободиться от забот и вместе не хочешь, удерживаясь собственной волей. Ты только скажи, сколько желаешь назначить в общежитие и сколько для бедных и не заботься более. Ибо послушание состоит в том, чтобы не иметь своей воли. Что драгоценнее души твоей, о которой Господь сказал, что она дороже всего мира (Мф. 16:26)? Если же ты и её передал Богу и духовным отцам твоим, то зачем же сомневаешься вверить им маловажное? Смотри, как тайно ведёт с тобою брань тщеславие и неверие! Если поступаешь так, то ты и души своей не вверил им истинно. Как же ожидаешь получить через них милость? Желая Бога ради быть свободным от всего, оставь все попечения, и я возьму на себя попечения твои вместе с тем, кого ты назначишь. Только ты будь чужд забот ради Бога и прости меня по любви.
Вопрос 3. Того же к тому же великому старцу: Скажи мне, отец мой, как достигнуть отсечения своей воли и того, чтобы сказать: Се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом (Мф. 19: 27). Я оставил для своего пропитания небольшое поместье, потому что я немощен.
Ответ: Отсечение своей воли есть кровопролитие, и для достижения сего человек должен потрудиться до смерти и отвергать свою волю. Слова же се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом относятся к совершенству. [Здесь разумеются] не только поместья и малые имения, но и помыслы, и желания. Ты не достиг ещё такого совершенства. Когда же приблизишься к нему, услышишь, что тебе должно делать. Теперь же одно говорю тебе: «Оставь все попечения о вещах». Поместьем же тем владей пока для пропитания себя. Господь Иисус Христос да приведёт тебя в неизречённую радость, ибо Он есть Свет вечный. Аминь.
Вопрос 4. Тот же брат вопросил того же великого старца: Я сильно борим блудною страстью. Опасаюсь, чтобы не впасть в отчаяние, и по немощи тела моего не могу воздерживаться. Помолись о мне Господа ради и скажи мне, отец мой, что мне делать?
Ответ: Брат! Диавол из зависти воздвигнул на тебя брань, береги глаза свои и не питайся досыта. Вина употребляй немного по немощи тела, о которой говоришь. Приобрети же смирение, расторгающее все сети вражия. И я, ничтожный, сделаю по силе моей, моля Бога, чтобы Он избавил тебя от всякого искушения и сохранил от всякого зла. Не уступай врагу, брат, и не предавайся отчаянию, ибо это великая радость диаволу. Молись непрестанно, говоря: «Господи Иисусе Христе, избави меня от страстей постыдных», и Бог помилует тебя, и получишь силу молитвами святых. Аминь.
Вопрос 5. Тот же брат, будучи борим той же блудной страстью, просил того же великого старца помолиться о нём и сказать ему, как распознать, своею ли похотью искушается человек или врагом.
Ответ: Брат! Без труда и сердечного сокрушения никто не может избавиться от страстей и угодить Богу. Когда человек искушается своей похотью, можно узнать из того, что он не радит о себе и позволяет сердцу своему размышлять о сделанном им прежде. И тогда человек сам собою навлекает на себя страсть через свою похоть. Ум его, мало-помалу ослепляемый страстью, начинает незаметно для него самого обращать внимание на того, к кому чувствует влечение или говорит с ним, и находит причины для того, чтобы с ним беседовать или посидеть, и всеми средствами старается исполнить своё желание. Если позволить мысли обращаться в сем, то умножится брань до падения, хотя и не телом, но духом, в согласии с помыслами, и оказывается, что такой человек [сам] зажигает огонь в своём веществе. Трезвенный же и благоразумный человек, желающий спастись, когда видит, от чего терпит вред, тщательно хранит себя от злых воспоминаний, не увлекается страстными мыслями, удаляется от встречи и беседы с теми, к которым чувствует влечение, и от всякого повода к греху, боясь, чтобы самому не возжечь в себе огня. Вот брань, происходящая от своей похоти или произвола [человека].
А та, которая бывает от диавола, происходит так: сердце желающего спастись боится, чтобы не принять в себя семени [вражеского]. И в этом случае человек трезво хранит себя от злых воспоминаний, чтобы не увлечься страстными помыслами, и от встречи, беседы и всякого повода к свиданию. Если нужда есть к нему (лицу увлекающему) по делу, то лучше оставить дело, чтобы не погибла душа. Бодрствуй, брат, ты смертен и недолговечен. Не желай же за малое время [услаждения] потерять жизнь вечную. Какую пользу приносит зловоние и нечистота греха? Только стыд, поношение и соблазн. Воздержание же доставляет победу, венец и похвалу. Укрощай коня своего уздою видения, чтобы он, смотря туда и сюда, не разжигался похотью на женщин и мужчин и не свергнул бы тебя, всадника своего, на землю. Молись Богу, чтобы Он отвратил очи твои, еже не видети суеты (Пс. 118: 37). И когда приобретёшь мужественное сердце, брани оставят тебя. Очищай себя, как вино очищает раны, и не позволяй накопляться в тебе зловонию и нечистоте. Приобрети плач, чтобы он удалил от тебя свободу в обращении, которая губит души усвоивших её. Не бросай орудия, без которого нельзя возделать плодоносную землю. Орудие это, соделанное Великим Богом, есть смирение: оно искореняет все плевелы с поля Владыки и подаёт благодать обитающим на нём. Смирение не падает, но воздвигает от падения тех, которые имеют его. Возлюби всем сердцем плач, ибо и он соучастник благого сего делания. Потрудись во всем отсекать свою волю, ибо это вменяется человеку в жертву. Сие-то и значит: Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения (Пс. 43: 23). Не расслабляй себя беседами, ибо они не допускают тебя преуспевать о Боге. Усиленно обуздывай органы чувств твоих: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания — и преуспеешь благодатию Христовой. Без мучений [никто] не бывает мучеником, как и Господь сказал: В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21:19), и апостол говорит: В терпении мнозе, в скорбех (2 Кор. 6: 4) и прочее. Смотри, не показывай халдеям сокровищ дома твоего (4 Цар. 20: 12-18), иначе возьмут они тебя в плен и уведут к Навуходоносору, царю Вавилонскому (4 Цар. 24: 13).
Вразумляясь всегда ответом моим, попирай страсти, чтобы они не попрали тебя и насильственно не сделали тебе зла. Убегай от них, как серна от тенет (Притч. 6: 5), чтобы они не закололи тебя, как ягненка. Не бойся их, они не имеют силы: Господь наш Иисус Христос расслабил их и сделал бессильными. Не предавайся сну: хотя они и полумертвы, но не спят. Не будь нерадив, ибо они не не радят. Хотя немного простри и ты руку Отцам твоим, желающим извлечь тебя из зловонной тины. Вспоминай, что много бо может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5: 16). Не суди, не уничижай и не соблазняй никого. Не приписывай никому того, чего не знаешь о нём достоверно, ибо это погибель душевная. Себе внимай и ожидай приближающейся смерти. Говори себе слово блаженного Арсения: «Арсений, зачем ты вышел [из мира]?» Научайся тому, чего пришёл ты здесь искать. Теки к Иисусу, чтобы и достигнуть Его. Если хочешь спастись, теки скоро, чтобы войти и тебе в добрую дружину святых старцев. Если хочешь преуспеть, трудись. Пожелай быть прославленным со святыми в неизречённой славе, а не быть с постыдными демонами в неизречённом мучении. Возжелай быть в Царствии Небесном, а не в геенне огненной. Возжелай услышать: Приидите, благословеннии Отца Моего (Мф. 25: 34), и добре, рабе благий и верный (Мф. 25: 23) и прочее, а не услышать: Идите от Мене, проклятии; лукавый рабе и ленивый (Мф. 25: 41, 26). Господу слава вовеки. Аминь.
Вопрос 6. Того же к тому же великому старцу: Имея много грехов, я хочу покаяться, но по немощи телесной не могу подвизаться подобно отцам. Прошу тебя, скажи мне, как мне положить начало? Назначь мне что-либо и объясни, что значит сказанное тобою в предыдущем ответе: «Не показывай вавилонянам сокровищ дома твоего, иначе они возьмут тебя в плен и уведут в Вавилон».
Ответ: Брат! Есть нищие, которых ублажает Господь, потому что они отвергли всё своё имение, т.е. все свои страсти и обнажились от них ради имени Его; такие поистине нищи, и им принадлежит блаженство. Есть и другие нищие, не приобретшие ничего доброго, которым Господь угрожает, говоря: Идите от Мене, проклятии (Мф. 25: 41). Кто имеет такие стяжания и отягощается ими, пусть отвергнет их, да пребудет без попечения. Итак, если желаешь положить начало покаяния, посмотри, что сделала блудница: слезами своими омыла она ноги Владыки (Лк. 7: 38). Плач омывает всякого от грехов, но человек достигает плача трудом, посредством многого поучения в Писании, терпения, размышления о Страшном Суде и стыде вечном и через самоотвержение, как Господь сказал: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16: 24). Отвергнуться же себя и взять крест свой — значит отсекать свою волю во всём и почитать себя за ничто. Так как ты сказал, что немощен телом и не можешь ничего делать, то делай по силе своей, вкушая хлеба и пития несколько менее надлежащего. Ибо Бог принял две лепты вдовицы и порадовался о них более, нежели о всём прочем. Обучи себя не обращаться с другими свободно, и ты спасёшься. Храни прежние ответы мои и этот последний как зеницу ока. Что же касается слов моих: «Не показывай сокровищ твоих вавилонянам», я говорил это о бесах, которым ты покажешь их, если будешь говорить людям, что тебе написан оный ответ. Бесы, видя это, раздражатся на тебя и будут тебя бороть тщеславием, а простых слушателей соблазнять, и ты понесёшь осуждение за то и за другое. Тем же, которые могут слышать и сохранять [слова мои], они принесут радость и пользу. Всё, что ни делаешь доброго, старайся скрывать, ибо это тебе полезно. Господь да вразумит тебя молитвами святых. Аминь.
Вопрос 7. К тому же великому старцу: Помолись о мне, отец мой, меня очень смущают помыслы блуда, уныния и боязни. И помысел говорит мне, чтобы я беседовал с братом, к которому чувствую влечение, когда его вижу, дабы молчанием моим не подать ему повода к подозрениям. Ощущаю также, что бесы как бы давят меня, и впадаю в боязнь.
Ответ: Брат! Ты не обучен ещё браням с врагом, потому и приходят к тебе помыслы боязни, уныния и блуда. Противостань им твёрдым сердцем, ибо борцы, если не подвизаются, не бывают увенчаны, и воины, если не покажут царю своего искусства в бранях, не удостаиваются почестей. Вспомни, каков был Давид. Не поёшь ли ты: Искуси мя, Господи, и испытай мя, раззжи утробы моя и сердце мое (Пс. 25: 2). И ещё: Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26: 3). Также о боязни: Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною ecu (Пс. 22: 4). Об унынии же: Аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави (Еккл. 10: 4). Разве ты не хочешь быть искусным? Но муж, не испытанный искушения ми, неискусен. Брани делают человека искусным. Делание инока состоит в том, чтобы терпеть брани и противиться им с мужеством сердца. Но как ты не знаешь хитростей врага, то он и приносит тебе помыслы боязни и расслабляет твоё сердце. Ты должен знать, что Бог не попустит на тебя брани и искушения выше силы твоей. Тому научает тебя и апостол, говоря: Верен же Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете (1 Кор. 10: 13). Брат! И я в юности моей многократно и сильно бывал искушаем бесом блуда и трудился, подвизаясь против таких помыслов, противореча им и не соглашаясь с ними, но представляя себе перед глазами вечные муки. Пять лет поступал я так ежедневно, и Бог облегчил меня от этих помыслов. Брань эту упраздняет непрестанная молитва с плачем. А то, что бесы давят тебя, происходит от зависти их: если бы могли, они выгнали бы тебя и из келии твоей. Но Бог не попускает им владеть тобой, да они и не имеют на то власти. Бог вскоре мог бы облегчить тебя, но ты не стал бы тогда противиться другой страсти. Да не расслабят тебя бесы, чтобы обращать внимание на брата [которым завлекаешься] или беседовать с ним. Но если тебе и случится нечаянно с ним сойтись против твоего желания, удержи взор твой со страхом и благопристойностью и не слушай внимательно его голоса. Если же брат тот по неведению сам заговорит с тобой или сядет возле тебя, то искусно уклонись от него, впрочем не вдруг, но с благопристойностью. Скажи помыслу своему: «Вспомни Страшный Суд Божий и стыд, который постигнет тогда увлекающихся этими постыдными страстями». Понуждай помысел свой и получишь помощь молитвами святых, и Бог помилует тебя. Не будь дитя умом, но злобою младен-ствуй (1 Кор. 14: 20). Умом же, брат, будь совершенен. Внимай себе, как тебе встретить Бога. Аминь.
Вопрос 8. Тот же брат просил того же великого старца: Помолись о мне, отец мой, ибо я окаянен по всему и имею нужду в великом человеколюбии. Возникающие во мне помыслы говорят: «Иди в чужую сторону и там спасёшься». По молитвам вашим, да не попустит Бог овладеть мною этим помыслам.
Ответ: Брат! Да будет проклят посеявший в сердце твоём такие помыслы, чтобы выйти из сего места ради преступления заповедей. Это диавол. Он предлагает тебе это под видом правды для того, чтобы, поругавшись над тобой, сделать тебя предметом соблазна для многих, дабы ты и за них понёс осуждение. Впрочем, ты подвергаешься этому за своё нерадение и тщеславие. Ты говоришь: «Если уйду в чужую сторону, там буду переносить бесчестие». Почему же теперь, лишь только услышишь, что брат твой сказал нечто на тебя, сердце твоё смущается и ты не хочешь, чтобы кто-нибудь знал о твоём согрешении? К нерадению и тщеславию присоединяют свои козни и демоны, чтобы погубить твою душу. Будь уверен о Господе, что если бы не помощь Божия и не молитвы находящихся здесь истинных рабов Божиих, ты не мог бы и год пробыть в монастыре. Но как слепой ничего не видит, так и ты не видишь благодеяния, которое оказал тебе Бог и продолжает оказывать по молитвам святых и блаженного Авраамия, сказавшего тебе и брату твоему: «Ежели вы останетесь в этом месте, то будете иметь меня ходатаем».
Брат! Внимай себе тщательно, подвизайся против помыслов, чтобы не впасть в нерадение и тщеславие. Не делать ничего по своей воле и не принимать возникающих в тебе помыслов самооправдания, в противном случае ты подвергнешься сильному падению. Знай же достоверно, что куда бы ты ни пошёл, хотя бы прошёл всю землю из конца в конец, нигде не получишь такой пользы, как на этом месте. Что для корабля якорь, то будет для тебя молитва здешних отцов. Приобрети твёрдость, и она удалит от тебя свободу в обращении с ближними, причину всех зол в человеке. Оставь все [внешние] попечения и тогда будешь свободно служить Богу. Сделайся мёртвым для всякого человека: в этом-то и состоит странничество. Почитай себя за ничто, и мысль твоя не будет смущаться. Не думай, чтобы ты сделал что-нибудь доброе и награда твоя сохранится в целости. Сверх всего помни, что ты недолго пробудешь в теле, и старайся, чтобы с дерзновением мог ты сказать в оный час: Уготовихся и не смутихся(Пс. 118: 60). Брат! Нельзя жить без труда, и никто не венчается без подвига. Понуждай себя подвизаться о своём спасении и поможет тебе Бог, иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити (1 Тим. 2: 4). Он да помилует тебя, сын мой, чтобы ты мог с усердием приступить к благоугождению Ему. Ибо Его есть милость и сила, и слава во веки веков. Аминь.
Вопрос 9. Того же к тому же великому старцу: Отец мой! Что значит сказанное тобой, что я не мог бы и года одного пробыть в монастыре? И помолись о мне Господа ради, потому что во время сна нападает на меня демон и давит меня, и я имею нужду в твоём человеколюбии.
Ответ: Я сказал тебе, что если бы не молитвы отцов, то ты не мог бы и одного года пробыть в монастыре, разумея это о монашестве. Потому что не все, живущие в монастырях, монахи, но тот монах, кто исполняет дело монашеское. Господь сказал: Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех (Мф. 7: 21). Брат! Зачем ты, находясь в беде, позволяешь врагу издеваться над тобой? Ты вопрошаешь и не стараешься исполнять сказанного тебе, опять вопрошаешь и тщеславно передаёшь это другим из человекоугодия, и сам препятствуешь себе преуспеть вскоре; а потому и подвергаешься искушениям во сне и демон нападет на тебя и давит тебя. Бог же попускает это для того, чтобы ты вразумился и укорял себя, как следует иноку. А ты не понимаешь этого, брат. Время нам дано для того, чтобы испытывать наши страсти, плакать и рыдать. Если же ты, пребывая в келии, рассеиваешься мыслями, укоряй себя во всём и повергни немощь твою перед Богом. Он поможет тебе и укрепит тебя преуспеть о Нём. Аминь.
Вопрос 10. Того же к другому старцу и прошение о молитве: Господа ради, помолись о мне, чтобы мне избавиться от постыдных страстей и от тщеславия. Ибо они оскверняют меня во всяком деле, о котором думаю, что делаю доброе. Также прошу тебя сказать мне, с каким намерением должно совершать память святых и как извергнуть из себя внутреннее зло.
Ответ Иоанна: Если хочешь избавиться от постыдных страстей, не обращайся ни с кем свободно, особенно же с теми, к которым сердце твоё склоняется по страсти по-хотной: через то освободишься и от тщеславия. Ибо к тщеславию примешивается человекоугодие, к человеко-угодию — свободное обращение , а свободное обращение есть матерь всех страстей. Кто совершает память святых без тщеславия, полагая что делает это по Божиему указанию, а не по своемыслию, тот делается сопричастником святых и получает награду от Владыки их. Попечение же о спасении души и любовь к Богу помогают всякому извергнуть из себя внутреннее зло и чисто покаяться. Выслушай меня, сын мой, и по видимому заключай и о невидимом. Когда ты бываешь несколько нездоров телом, то воздерживаешься от вредного тебе. Почему же не стараешься воздержаться, когда ты болен душой? Много нужно нам трудов и потов, как апостол говорит: Умерщвляю тело мое и порабощаю (1 Кор. 9: 27). Сделай по силе твоей, и Бог поможет тебе молитвами отцов твоих. Ибо жаждет видеть наше спасение Тот, Кто клялся Самим Собой, что не хощет смерти грешника, но еже обратитися... и живу быти ему (Иез. 33: 11). Великая сила восходит из места, где молитвы истинных рабов Божиих приносятся Богу за всех нас. Верую, что не посрамит их Господь. Присоедини к ним и свои две лепты, и ты обрадуешь Господа, как и вдовица Евангельская. Привяжи обременённую ладью твою к кораблю отцов твоих, и они управят тебя к Иисусу, могущему даровать тебе смирение и силу, разум, венец и веселие. Аминь.
Вопрос 11. Того же к великому старцу: Я молод и неразумен, а служение моё превышает мои силы, и потому прошу тебя, отец мой, испроси мне у Бога разум, чтобы я мог раздавать вещи, сообразно с требованием, сказать слово вовремя и помолчать вовремя, чтобы среди сомнений призывал Бога и твои молитвы и получал помощь, и чтобы не впасть мне в заблуждение.
Ответ Варсонофия: Весьма радуюсь, когда кто просит чего, руководствуясь страхом Божиим. Такой смело да надеется, что прошение его исполнится. Но послушай, брат, если ты просишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к принятию семени. Ибо о хорошей и возделанной земле сказано, что она принесла плод сторицею (Лк. 8: 8). Я сделаю по силе моей, что могу ради заповеди Божией, но сознаю свою немощь, что не могу даровать тебе просимого по своему недостоинству. Впрочем, если ты веруешь, то получишь по вере твоей не только это, но и всё, в чём имеешь нужду. Весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего (Мф. 6: 8). Итак, не сомневайся, и я верую, что Бог сотворит по прошению твоему не меня ради, но ради твоей веры. Прежде всего смирись перед Богом, ибо смиренным даёт Он благодать (1 Пет. 5: 5), о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава вовеки. Аминь.
Вопрос 12. Тот же брат вопрошал другого старца, как ему действовать по силе этого старческого ответа.
Ответ: Если ты хочешь научиться как тебе действовать по силе этого ответа старца, то так надобно поступать: когда хочешь говорить с кем-либо или сделать что-нибудь, призывай имя старца и Бог положит тебе на сердце, что должно сделать, или что сказать. Но [делай это] со смирением, чтобы не лишиться сей благодати.
Вопрос 13. Того же к великому старцу: Отец мой! Ты оказал милость мне, немощному, и дал мне совет, когда что-либо делаю или говорю, — призывать имя Божие и твои молитвы, и сказал, что через то буду иметь успех. Я понуждаю себя делать и говорить сообразно с волей Божией. Но случается, что иногда и забываю [призывать имя Божие и твои молитвы] по нерадению моему. И потому прошу тебя испроси мне у Бога трезвение и не попусти мне блуждать по своей воле. Ещё прошу тебя сказать мне, как мне поступать в том случае, когда, призвав при каком-либо деле имя Божие и твои молитвы, я всё ещё сомневаюсь, сделать ли дело или нет. Также, если меня спросят о чём-либо, и прежде, нежели я успею призвать Бога или соображу, что сказать, спросивший немедленно потребует ответа. Как мне поступить при таком нечаянном вопросе? Прошу тебя помолиться и о том, чтобы я мог владеть своими глазами, ибо они очень развлекаются.
Ответ: Если кто получит от отцов заповедь, совет или ответ о чём-либо, и по забвению или нерадению забудет, то, познав, что он согрешил, пусть покается, и Бог простит его. Брат! Почему же ты написал об одном только трезвении? Я молю Бога, да подаст Он тебе всякое благое дарование и да пребудет оно с тобой вовек. Если случится тебе делать что-нибудь и призовёшь Бога и молитвы святых, но всё ещё сомневаешься, исполни это дело: оно согласно с волей Божией, ибо ты при начале его призвал Бога. Что касается того, как отвечать на внезапный вопрос, то ничего нет быстрее ума. Возведи его к Богу, и Он подает тебе, что отвечать без смущения. Смирение охраняет глаза от развлечения и всего человека от всякого зла. Я прошу тебе ещё больших дарований (о которых говорил тебе), но под условием, если ты будешь действовать по силе твоей. Внимай себе, и не только святые, но и сам Бог подаст тебе руку [помощи] и окажет тебе милость.
Вопрос 14. Того же к великому старцу прошение: Милосерднейший отец мой! Ты видишь слепоту души моей, и потому опять прошу тебя, испроси мне просвещение сердца, чтобы я мог различить правый помысел от тайно-вредного. Ибо боюсь, как бы не поверил [иногда] последнему. Много раз случалось, что когда я давал вещь, мне казалось, что делаю это не по страсти, но, испытывая помысел свой, приятно ли ему (помыслу) будет, если через другого дам брату эту вещь так, чтобы брат не знал, что я ему дал её, находил я что это неприятно было даже моему помыслу. Случается также, что я, кажется, не по страсти начинаю что-либо делать или говорить. Но в то время, как выдаю вещь или говорю, помысел мой услаждается этим. Итак, что делать мне, окаянному? И другим образом оскорбляет меня то же действие, или лучше сказать, славолюбивое моё сердце. Случается, что, когда некоторые говорят мне о каком-либо деле, прежде, нежели они кончат речь свою, помысел мой соглашается с ними и соуслаждается, как разумеющий то. Прошу тебя, отец мой, испроси мне силу молчать, ибо удивляюсь, как услаждаюсь тем, что, как сам знаю, бесполезно и лишает человека всяческого блага.
Ответ Варсонофия: Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы. Я молю Бога даровать тебе его, но пусть и твоё сердце поболезнует немного, и Бог подаст тебе это дарование. Подобно этому разумей и о прочем. Когда Бог по молитвам святых и за болезнование твоего сердца даст тебе это дарование, то всегда уже будешь в состоянии различать помыслы Духом Его. Когда видишь, что представляется случай выказать своё знание, молчи, как ты и слышал уже от истинного моего о Боге сына, которого должен ты слушать касательно всякого твоего помысла, ибо он говорит тебе не от себя, но произносит то, что Бог даёт ему для пользы каждого. Бог да сохранит тебя и да подаст тебе силу во всяком случае молчать благоразумно и благодать, чтобы познавать тебе, когда должно говорить без страсти. Ибо сердце твоё ещё не знает совершенно, что многоглаголания оскверняют человека, иначе оно не попускало бы тебе услаждаться ими.
Вопрос 15. Того же к великому старцу: Великое милосердие твоё ко мне, грешному, опять даёт мне смелость беспокоить тебя. Вразуми меня, отец мой, как должно трудиться сердце моё, чтобы достигнуть дара рассуждения. Напиши мне, господин мой, и о непрестанной о Боге памяти, если удостоишь меня этого поучения, и утверди меня в нём, ибо помысел мой боится, что не в силах буду сохранять этого, потому и прошу тебя, Владыко, скажи, действительно ли полезно мне это дело. Я верую, что когда слово исходит из уст твоих, оно даёт силу моему сердцу.
Ответ Варсонофия: Сердечный труд твой должен состоять в том, чтобы непрестанно молиться Богу, да не попустит Он тебе заблуждаться или последовать собственным своим желаниям — через это достигнешь ты рассуждения.
О непрестанной же памяти, т.е. поучении, положи начало и не бойся — Бог укрепит и утвердит тебя. Но сей с надеждою (1 Кор. 9: 10), чтобы и пожать, если не ослабеешь (Гал. 5: 6). Благословен Бог, благословляющий тебя положить начало. Он подаст тебе силу и сохранит по мере твоей.
Вопрос 16. Того же к тому же: Многократно случалось мне прежде чувствовать малую теплоту в течение немногих дней, но потом она опять проходила. И теперь в течение одного часа с усердием сохраняю память о Боге, а другого — с принуждением себя. И устрашает меня мысль, что малая теплота сия по-прежнему будет продолжаться лишь несколько дней, потом оставит меня, и душа моя погибнет совершенно. Потому и прошу тебя, благий отец мой, не оставь меня, но объясни мне, что удаляет от меня эту память и теплоту. Испроси мне и сохранение чувств, ибо я много пленяюсь через них и особенно тогда, когда сердце моё ищет повода ко греху, но и само собой, без моего желания, источает оно воспоминания страстные, или безумные, или безвременные помыслы. Потому прошу тебя, отец мой, сильный о Господе, даруй мне, рабу твоему, трезвение, дабы познавал входящее в моё сердце, и [скажи], как поступать мне, чтобы оно не удалило меня от твоего благословения. Объясни мне ещё и это: если сделаю что-нибудь или скажу и с помощью Божией буду сохранён от греха, то по избавлении от него должен ли я благодарить Бога? И приводит ли это в любовь Божию? Или вовсе не принимать мысли, что избежал греха, но испытывать согрешения свои в случившемся деле и на словах и просить в них прощения?
Ответ Варсонофия: Потрудись сердечным болезнова-нием приобрести теплоту и молитву, и Бог даст тебе иметь их всегда. Забвение изгоняет их, само же оно рождается от нерадения. О хранении чувств: всякое дарование получается через болезнование сердца. Дарование же трез-вения не позволяет помыслам входить и если они и войдут, то не допускает их сделать вред. Бог да подаст тебе трезвение и бодрствование. Заповедано: О всем благодарите (1 Сол. 5: 18), тем более за то, о чём ты мне объяснил. Испытывать же согрешение и просить прощения весьма полезно.
Вопрос 17. Того же к тому же великому старцу прошение: Прошу тебя, отец мой святой, испроси мне у Бога силу, ибо то, что я заповедаю себе, будучи один, не исполняю, когда схожусь с братией, и боюсь, чтобы мне не привыкнуть, согрешая, только раскаиваться, а не исправляться, не пребыть во грехах. И не умереть так. Знаю, что скорби страстей полезны мне, они сокрушат, может быть, жестокость души моей, и не смею, безумный, желать покоя от них, но о том прошу через ваше ходатайство, отец мой, чтобы не часто побеждаться, если это мне полезно, и не скорбеть об этом сердцем.
Ответ: Никто никому не может сказать: «Я буду о тебе заботиться, а ты будь спокоен», ибо окажется виновным. Но тот, которого поддерживают, должен привнести несколько собственного старания делать должное по силе своей, внимательно сохраняя заповеди отцов своих. И если падёт однажды, то пусть опять постарается управить себя. Я верую Богу, что такому человеку не обратится это [случайное повторение падений] в навык, и не овладеет им нерадение, но Бог вскоре приведёт его в устроение усердных [делателей] и не возьмёт души его дотоле, пока не приведёт его в меру высокую, в мужа совершенна (Еф. 4:13). Итак, не ослабевай, но доколе имеешь время, делай, смиряйся, будь послушен, повинуйся, и поможет тебе Бог, дающий благодать смиренным, а гордым противящийся (1 Пет. 5: 5). Непрестанно говори: «Иисусе, помоги мне», и поможет. Бог да избавит душу твою, сын мой, от страстей постыдных.
Вопрос 18. Того же к великому старцу: Кланяюсь тебе, милосердый отец мой и врач немоществующей души моей. Увы мне! Что показал ты мне, к чему привлёк меня? И где я нахожусь, как бы связанный худым моим навыком? Если и освобожусь немного, опять возвращаюсь [к тому же], потому что даю и принимаю [разные вещи]. Если бы я не стыдился благости Божией и твоего милосердия [ибо знаю, из какого трудного положения привёл он меня к ногам вашим], то мог бы прийти в отчаяние. Когда молитвы ваши охраняют меня, я пребываю в мире, когда же бываю немного оставлен, чтобы обнаружилось моё собственное произволение, тотчас побеждаюсь. С утра уединяюсь в келии, но, когда случится надобность, должен бываю выйти из неё и по окончании дела уже не в силах бываю возвратиться в неё, но [враг] представляет мне предлог за предлогом относительно дел, которые и без меня могут быть исполнены, пока не уязвит меня. Таким образом возвращаюсь я в келию уже поздно, с большой неприятностью, омрачённый и унылый, не зная, что мне делать. И потому, святой отец мой, вот я перед твоим сердцем, видящим всё — поступи со мной по милосердию твоему, как хочешь и как знаешь, [впрочем] я не знаю, что и сказать тебе, но прости меня Бога ради.
Ответ: Брат! Не должно тебе отчаиваться вследствие того, что ты написал мне. Кормчий, когда корабль его бьют волны, не отчаивается в своём спасении, но управляет кораблём, пока не приведёт его в пристань. Так и ты, видя, что увлёкся и рассеялся в деле, воззови себя к началу пути, говоря с пророком: И рех, ныне начах (Пс. 76: 11) и прочее. Рассматривай встречающиеся дела: могут ли они быть исполнены братьями или тобой, и не уклонишься с пути. Попечение ради Бога есть духовное делание, исполняемое и совершаемое во спасение души. Старайся только по силе своей для ничтожных дел не выходить из келии, ибо это демонская хитрость. Будь разумно внимателен к себе и Бог поможет тебе молитвами святых. Аминь.
Вопрос 19. Того же к тому же великому старцу: Прошение, чтобы он понёс грехи его.
Ответ: Брат! Хотя ты просишь о деле, превышающем мои силы, но покажу тебе меру любви, которая понуждает себя и на то, что выше сил. По приверженности к тебе, я беру на себя и понесу твоё бремя только с тем, чтобы и ты взял на себя — хранить мои слова и заповеди, ибо они спасительны, и ты поживёшь непостыдно.
Вопрос 20. Того же к тому же великому старцу: О заповедях, которые он дал ему, и прошение о том, чтобы быть в состоянии сохранить их.
Ответ: Тот, кто укрепил отцов наших, да укрепит и твою любовь, брат, и да даст тебе разум духовный, чтобы ты мог во всех делах своих поступать разумно. Воздерживай язык свой от празднословия, чрево от сластолюбия и не раздражай ближнего. Не будь дерзок, почитай себя за ничто, храни любовь ко всем и имей всегда Бога в уме своём, поминая когда явлюся лицу Божию (Пс. 41: 3). Сохраняй это, и земля твоя принесёт сторичный плод Богу, Которому слава вовеки. Аминь.
Вопрос 21. Того же к тому же великому старцу: Отец мой, что значит вменять себя ни во что?
Ответ: Брат! Вменять себя ни во что значит ни с кем не сравнивать себя и не говорить о [своём] добром деле: «И я это сделал».
Вопрос 22. Прошение того же к тому же: Касательно нарушения данных ему заповедей, о помощи в покаянии, и как должно каяться; и если случится преступить [заповедь], уничтожается ли через то завет?
Ответ: Во имя Божие, да исполнится по прошению твоему то, о чём ты просил. Берегись же высокоумия, чтобы не потерять всего. Когда нарушишь заповедь, спеши к покаянию и, хотя имеешь перевязь для своей раны, не предавайся нерадению, чтобы не сделалось с тобой хуже прежнего. Пока ты держишься за меня, завет мой с тобой пребывает нерушимым, в противном случае, как помилует тебя Бог, чтобы слышать и исполнять о Христе. Аминь.
Вопрос 23. Того же к тому же великому старцу: Прошение молитвы, чтобы и в будущем веке не лишиться его покрова.
Ответ: Сын мой! Если бы ты разумел сказанное тебе мной, то мог бы показать, что я уже дал тебе залог спасения души твоей. Я не желаю обольстить тебя или отлучить от спасающихся, истинных чад моих, и покрова Божия, но и сам ты постарайся не отлучаться от той жизни. Апостол никого не отлучил, а сказал: Аще ли неверный отлучается, да разлучится (1 Кор. 7: 15). Но да не исполнится этого на тебе. Я упомянул об этом только к утверждению твоему, чтобы ты внимал себе, стараясь не отпасть от этого ожидания и надежды. Возмогай же о Господе, Который сказал ученикам Своим, что они примут силу с высоты (Лк. 24: 49).
Вопрос 24. Того же к другому старцу: Если кто считает себя ниже всякой твари, а действия его не соответствуют этому, как об эгом думать?
Ответ: Если действие не согласно с сознанием, то и оно не есть истинно, но поругание демонское.
Вопрос 25: Отец мой! Нет ещё того, чтобы я считал себя ниже всякой твари, но когда испытываю свою совесть, нахожу себя заслуживающим того, чтобы считать себя ниже всякой твари. Неужели и это поругание от демонов?
Ответ: Брат! Теперь [только] вступил ты на правую стезю. Вот самая истина. Бог да приведёт тебя в ту меру, чтобы считать себя ниже всякой твари. Здравствуй о Господе.