[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
В Традиции Йоги Ха и Тха суть два противоположных качества одного и того же начала. Они представляют дуалистический принцип материи Мира. А поскольку в Мире все, от «грубых» органических форм до «тончайших» организующих полей, является взаимосвязанным и материальным, то качества Ха и Тха охватывают все, что есть в этом проявленном Мире.
Традиционно качеству Ха соответствуют свет, солнце, активность, безынерционность, мужское начало и т. п., а качеству Тха — тьма, луна, пассивность, инерционность, женское начало и т. п. Совершенно очевидно, что при детальном рассмотрении любого из бесчисленного множества материальных и энергетических проявлений в Мире этот список может быть безгранично расширен.
Для начала нужно усвоить, что Ха и Тха — это не материя и не энергия как таковые, а их качественные состояния.
Например, вопрос: «Электрическая или ядерная энергия — это хорошо или плохо?» Неясный вопрос, не правда ли? Он требует качественного уточнения. Ведь все зависит от того, как использовать энергию и какие при этом будут получены результаты.
Ответ: «Энергия или материя не может быть плохой или хорошей, но она может обладать качествами Ха или Тха, которые могут благоприятно или неблагоприятно влиять на то или иное явление».
Энергия не бывает «грязной», и глупо освобождаться от нее и терять ее. Просто она может пребывать в неблагоприятном качестве, которое может быть трансформировано в благоприятное. А это уже вопрос практического опыта тантрического энергоуправления.
Энергоуправление подразумевает наличие управляющей воли. По отношению к ней все управляемое является инструментами, средствами и объектами управления.
Любой активный источник воли выражает качество Ха. И любой пассивный трансформируемый им объект или процесс проявляет себя в качестве Тха. Инструменты по определению подчинены хозяину и управляются его волевой программой.
Физические органы, чувства и ум человека являются управляемыми инструментами, и по отношению к Силе Воли они обладают качествами Тха. Воля может быть сознательной и бессознательной и соответственно принадлежать сознанию или подсознанию.
Любые упражнения, требующие преодоления собственных несовершенств, подразумевают усилие, волеизъявление и качество Ха Силы Духа. А любые упражнения, связанные с расслаблением тела, чувств и ума, подразумевают обезволивание и качество Тха Силы Духа.
Поэтому нужно осознавать, что происходит с управляемыми инструментами во время тренинга и в каком состоянии пребывает Дух. При этом нужно стремиться приводить состояние Духа в соответствие с необходимыми качествами для выполнения тех или иных упражнений.
Асаны, Пранаямы, Пратьяхара или Дхарана — независимо от того, напрягаете вы при их исполнении мышцы или растягиваете, дышите мощно или предельно расслабленно, отвлекаете лучи внимания от объекта или фокусируете их на нем, — подразумевают волевой контроль, концентрацию и Ха Духа.
Дхьяна подразумевает созерцание естественных процессов «отпущенных на самотек» в глубокое расслабление и «распускание» инструментов тела, чувств и ума, спонтанное восстановление и устранение всевозможных форм волевой концентрации и управления, вплоть до Самадхи — полного равновесия во всех системах, достижения единства и отождествления с сущностью объекта созерцания. Это соответствует Тха Духа.
Тренинг в Ха-стиле означает предельную мощность во всех упражнениях и концентрацию Духа. Это битва за новое качество во всех подвластных телах. В пределе, уплотнение и концентрация Огня достигает критической величины, за которой следует взрыв, трансформирующий существо. В этом стиле доминируют активные мужские энергии, самоутверждение и культ Личной Силы.
Техника упражнений в этом стиле подразумевает высокую функциональную подготовку, опыт исполнения множества разнообразных силовых элементов, «неубиваемую» выносливость, молниеносную реакцию и безукоризненный волевой контроль.
Большинство жестких стилей восточных единоборств, южноиндийский стиль танца (Бхарата Натьям), а также Тенсегрити тяготеют к Ха-стилю.
Тренинг в Ха-стиле подобен подъему на вершину высокой горы концентрации Личной Силы Духа. Этот подъем происходит в течение всей тренировки. При этом, конечно, может осуществляться сброс концентрации в моменты, когда она становится невыносимой, но не всей концентрации, а только ее части — невыносимого избытка.
В общем, все элементы Ха-тренировки являются вызовом для достойного преодоления, личных подвигов, провоцируют усиление концентрации и укрепление Силы Духа для того, чтобы в конце тренировки «совершить прыжок с вершины горы в бездонную пропасть» релаксации, освобождения и слияния с Высшей Силой.
Тренинг в Тха-стиле означает предельную чувствительность и пластичность. Деконцентрация Личного Духа подразумевает предоставление личных инструментов Воле Свыше. Это чистая спонтанность и созерцание потока упражнений в ходе тренинга. Это развитие способности воспринимать и транслировать через себя в Мир качества Высшего. В пределе рассеивания и деконцентрации Личного Духа реализуется бесформенность и бескачественность Пустоты как потенциальное качество, содержащее все. В этом стиле доминируют пассивные женские энергии, самоотречение и самопожертвование во имя торжества Высшей Силы Единого.
Техника упражнений в этом стиле подразумевает высокую сенситивность, широкий диапазон восприятия, способность быть смиренным и отдаваться спонтанности потоков энергии, знание личной ограниченности и Мудрость.
Большинство мягких стилей восточных единоборств, восточноиндийские храмовые танцы (Одисси, например), а также тантрические буддийские, индуистские, суфийские и христианские практики тяготеют к Тха-стилю.
Тренинг в Тха-стиле подобен обрушению горы и рассыпанию ее в бескрайнюю и плоскую равнину. Это постепенное глубокое погружение в Экстаз Единения с Высшим и предоставление себя в его руки. Он связан с освобождением от ограничений ума вплоть до его полной остановки. При этом на первый план выходят чувства и точное отражение всех энергетических мотиваций соответствующими действиями. Концентрация уменьшается, увеличивается мягкость, пластичность и естественность. В конце занятия достигается совершенная трансляция Высшей Воли и отождествление с сущностью Единого.
Ха-Тха-стиль подразумевает чередование Ха- и Тха-стилей в процессе тренинга, развитие способностей, необходимых в практике обоих стилей, и сознательный выбор наиболее благоприятного метода для достижения этапной цели. Это сплав личных подвигов с преклонением Высшему. Это развитие всевозможных качеств и расширение функциональной способности быть любым. В этом стиле доминирует гармония активных мужских и пассивных женских энергий как реализация Единства индивидуального и Всеобщего.
Немногие из существующих в мире школ стремятся от узкой специализации к интеграции всего накопленного ранее опыта и гармонии Всеохватности. В качестве примера можно привести Айкидо, индийскую Хатха-Йогу, некоторые древние и почти утраченные традиции Подунавья-Поднепровья, Египта, Междуречья и Скандинавии, немногочисленных истинных последователей школ Израиля и Ближнего Востока, а также «Мастеров-полиглотов» — выходцев из каких угодно мировых школ.
Трудно передать отличительные особенности тренинга в Ха-Тха-стиле по отношению к Ха- и Тха-стилям. Однако можно заметить, что он является оптимальным сочетанием наилучших качеств противоположных крайностей Ха и Тха. Баланс между ними приводит к проявлению третьего качества Серединного Пути, не похожего ни на первое, ни на второе и обладающего безусловным преимуществом.
Разумеется, Ха- и Тха-стили являются лишь вехами, позволяющими проиллюстрировать полюса ориентации и развития в ходе тренинга, но существует бессчетное множество промежуточных Ха-Тха-режимов Серединного Пути между ними, тяготеющих к тому или иному полюсу в начале, в середине или в конце тренировки или же сохраняющих устойчивое и неизменное соотношение Ха-Тха на протяжении всей тренировки.
Нет комментариев.