Богообщение
Пять глав о непрестанной молитве
Христианское учение о богообщении
Богообщение является некоей священной солью христианства. Как хорошо приготовленныя яства, если не будут осолены, могут оказаться не годными к употреблению, так и внешне благополучные христиане, если не будут видеть смысл своей жизни в непрестанном богообщении, соделаются непригодными для Царствия Небеснаго. Поэтому, как в ветхозаветныя времена все жертвы были осоляемы, так и ныне вся жизнь христиан должна быть оживотворяема богообщением. Под непрестанным богообщением святые отцы понимают, собственно, непрестанную молитву. Каждый православный христианин со смирением приступающий к сей молитве — уже вступает этим в область богообщения. Ведь наше покаянное обращение, наша мольба к Богу Живому есть начало сего священнаго богообщения, даже если, до времени, наша молитва, как бы остается без ответа.
Вместе с непрестанной молитвой, богообщение проявляется, как: страх Божий, постоянное памятование Бога, хождение пред Богом, жизнь во Христе. Все это лишь разныя выражения единаго, по своей сущности, явления — живого и деятельнаго богообщения. Истинное, не прелестное, не мечтательное богообщение приносит подвизающемуся законный плод — благодатное обожение, сиречь блаженное состояние богоподобия, утраченное после грехопадения. Путь к сему вышеестесвенному богообщению назван святыми отцами умным деланием. На современный русский язык это словосочетание можно перевести, как духовное делание, (т.к. одно из значений слова ум в церковно-славянском языке это — дух, т.е. наивысшая часть человеческой личности).
Христианин легко может узнать путь умнаго делания из писаний отцов-исихастов, опытно познавших, что чрез богообщение достижимо обожение. Но сии святые мужи не измысливали какого-то новаго христианства, они основывались на учении предложенном Самим Христом и Его апостолами. При поверхностном взгляде на Священное Писание Ветхаго и Новаго Заветов может показаться, что там нет яснаго учения об умном делании, которое развивали в своих трудах отцы-исихасты. Но при внимательном чтении становится очевидным, что это учение в той или иной форме, излагается всем содержанием Священнаго Писания. И откровения Бога — человекам, и пророчества святых, и примеры из жизни угодников Божиих, и, конечно же евангельское служение Спасителя; все это научает страху Божию, любви к Богу, памятованию Бога, непрестанной молитвы, хранению умно-сердечной чистоты. Одним словом — научает умному деланию.
Особенно же Новый Завет учит не иному чему, как стяжанию Духа Святаго. А это, по словам преп. Серафима Саровскаго и есть цель христианской жизни. В поучениях Спасителя и апостольских посланиях обретаются прямыя и ясныя заповедания христианам: постоянно трезвиться и духовно бодрствовать; за все благодарить Бога; непрестанно молиться, на всяком месте и во всякое время. Возьмем, к примеру, 17-ю и 18-ю главы Евангелия от Луки. Здесь, в немногих словах и с помощью простых образов Спаситель излагает основы учения об умном делании. Так, сначала Божественный Учитель предуказует направление стремлений, для желающих приобщиться к дарованому Им спасению. Он говорит, что “не придет царствие Божие приметным образом... Ибо вот, царствие Божие внутрь вас есть” (Лук. 17,21). А вот как раскрывает практическо-аскетический смысл этих слов Спасителя, отец монашества преп. Антоний Великий: “Не приходите в страх, слыша о добродетели... Она не далеко от нас... дело ея в нас... Если бы добродетель была бы чем либо приобретаемым отвне;... трудно было бы стать добродетельным. Если же она в нас, то будем охранять себя от нечистых помыслов, и соблюдем Господу душу...” (Св. Афанасий Великий, “Житие Святаго Антония Велнкаго”; здесь и далее выделено — ин. В.). Разумеется, что сие относится только к возрожденным благодатию крещения сынам Православной Церкви.
Итак, Царствие Божие достижимо для чад Церкви в личностно-духовном богообщении. Но как к этому прийти на деле? На сей вопрос Господь отвечает притчей о суде, с которой и начинается следующая 18 глава. В этой притче Спаситель на примере вдовы, которая своими неотступными просьбами добилась помощи судьи, показывает что основным способом достижения благодатнаго богообщения является непрестанная молитва. На это значение притчи прямо указывает и сам св. евангелист Лука, поясняя, что Христос “сказал... притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать” (Лук. 18,1).
Но, так как не всякая молитва угодна Богу, то в следующей за сим притче — о гордом фарисее и смиренном мытаре, Господь научает, что только та молитва, которая срастворена чувством покаяния и смирения будеть услышена и привлечет к молящемуся благодать Духа Святаго. Не удивительно, что вслед за Спасителем и свв. отцы-исихасты так много и так охотно говорили о покаянной сущности непрестанной молитвы. Их общий и единогласный вывод заключается в том, что цель непрестанной молитвы не созерцание, а покаяние.
Вот как живо и просто излагает Господь самыя сокровенныя и глубокия истины духовной жизни. Возможно ли после этого не соглашаться с Преданием Церкви, говорящим, что Господь Сам, первый учил тому, что впоследствии стало именоваться свв. Отцами — умным деланием? Вот что пишет в связи с этим еп. Игнатий (Брянчанинов): “свв. Апостолы, получившие лично от Господа заповедь о непрестанной молитве, передавшие ее веруюшим, сами занимались непрестанною молитвою” (П.с.тв. том ИИ, СПб, 1886 г.). Состояние непрестаннаго и совершеннаго богообщения, в котором пребывали христианские святые вех времен, является лучшим свидетельством того, что умное делание всегда жило и плодоносило в лоне Православия. Хотя приходится признать и то, что большинство христиан, к сожалению, пренебрегали и пренебрегают сим богозаповеданным деланием. “Жития святых” говорят по этому поводу: “Внутреннюю молитву знали и в самыя древния апостольския времена, но со временем она была забыта почти всеми, кроме немногих подвижников-монахов, главным образом святых гор Афонской и Синайской. Причем наиболее высокие подвижники этой молитвы удостаивались видеть несозданный свет. Этот свет и есть проявление Божества. Его видели Апостолы на горе Фавор, во время Преображения Господня, видели и многие подвижники” (“Житие свят. Алексия Моск.” 12 февр., “Жития святых”, м. Таисия, т. 1, Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилл, Н.1., США, 1983 г.).
При внимательном, умном чтении житийной литературы от взора не укроется, что жития святых, как бы напитаны ароматом умнаго делания. Упоминания о непрестанной молитве не бросаются прямо в глаза, но они неизменно присутствуют, как некий священный нимб освящяющий то или иное жизнеописание. Приведем несколько примеров из житий тех святых, которые хотя и были разделены во времени и пространстве, но были едины в святом делании непрестанной умно-сердечной молитвы. Так об ученике святого апостола Иоанна — священномученике Игнатии Богоносце, сообщается, что его “название "Богоносец" которое придавали святому другие и сам он употреблял о себе в посланиях, по его собственному объяснению, означало человека, "Имеющаго Христа в сердце"”, “он носил Бога в сердце своем и устах” (12 декабря, “Жития святых” Москва, 1903 г.)- Это богоношение ничто иное, как непрестанное моление.
О святом Макарии Египетском говорится в житии, что сей “преподобный непрестанно возносился умом в горняя”. Житие святого Ефрема Сирина повествует, что “в молитве святой пребывал непрестанно, днем и ночью”. Живший в конце XVИ — начале XVИИ вв. юродивый Прокопий Вятский “ночью со слезами покаяния непресnанно молился” (Память 21 дек.). Другой русский юродивый XVII века, св. Андрей Тотемский, принял подвиг юродства с благословения своего монастырскаго настоятеля. После чего, “с непрестанной молитвой на устах, с постоянной думой о Боге блаженный стал обходить окрестные города и обители”, при этом внишне он выставлял себя пред людьми безумным (Память 10 окт.).
И последний, с виду простой, но в действительности удивительный пример из жизнеописания новопрославленнаго свят. Иоанна Шанхайскаго и Сан-Францисскаго. Об этом архипастыре сообщается, что во время своей вечерней трапезы (как правило единственной) он не оставлял непрестанной молитвы, “ел... всегда с четками и при этом творил молитву”(“К 25 летию кончины Архиеп. Иоанна”, Иером. Петр /Лукьянов/, Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилл, Н. И., США, 1991 г.). Многия столетия отделяли свят. Иоанна от древних иноков Александрийскаго общежития, которые по описанию преп. Иоанна Лествичника “и за трапезою не престают от умственнаго подвига” непрестанной молитвы (“Лествица” сл. ИV, гл. 17), но мы наблюдаем полное единство их делания, вплоть до точнаго повторения. Более глубокое знакомство с жизнеописанием святителя Иоанна показывает, что он действительно уподоблялся древним подвижникам, своим непрерываемым благодатным богообщением. Не являются ли приведенные выше примеры вернейшим свидетельством живой преемственности исихазма в лоне Православия?
Для удобства уяснения христианскаго делания — непрестанной молитвы, которая, как уже говорилось, по сути, отождествляется с богообщением, скажем последовательно о ея видах, а затем о степенях ея совершенства.