Правильная осознанность
(SammЊ-sati)
Что же такое "правильная осознанность"?
Четыре основы осознанности
(satipaээhЊna)
Д. 22
Единственный путь, ведущий к достижению чистоты, преодолению печали и плача, прекращению боли и скорби, к вступлению на совершенный путь и осуществлению Ниббaны, — это путь "четырех основ осознанности". И каковы эти основы?
При этом последователь пребывает в созерцании тела, в созерцании чувств, в созерцании ума, в созерцании умственных качеств; пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру.
1.Созерцание тела
(kЊyЊnupassanЊ)
И как последователь пребывает в созерцании тела?
Осознанность вдыхания и выдыхания
(ЊnЊpЊna-sati)
При этом последователь удаляется в лес, к подножию дерева, или в уединенное место, усаживается со скрещенными ногами, выпрямленным телом, и поддерживает осознанность перед собой. Осознанно он вдыхает, осознанно выдыхает. Делая длинный вдох, он распознает: "Я делаю длинный вдох"; делая длинный выдох, он распознает: "Я делаю длинный выдох". Делая короткий вдох, он распознает: "Я делаю короткий вдох"; делая короткий выдох, он распознает: "Я делаю короткий выдох". "Ясно осознавая (как дышит) все тело, я буду вдыхать", — таким образом он тренирует себя; "Ясно осознавая (как дышит) все тело, я буду выдыхать", — таким образом он тренирует себя. "Успокаивая деятельность тела (kЊya-sankhЊrЊ), я буду вдыхать", — таким образом он тренирует себя; "Успокаивая деятельность тела, я буду выдыхать", — таким образом он тренирует себя.
Таким образом он пребывает в созерцании тела, либо по отношению себе, либо по отношению к другим, или по отношению и к себе, и к другим, он наблюдает, как тело появляется; наблюдает, как оно исчезает; наблюдает появление и исчезновение тела. Тело есть —
"Тело есть, но нет ни живого существа, ни индивидуальности, ни женщины, ни мужчины, ни себя, ни чего-либо, принадлежащего себе; нет ни личности, ни чего-либо, принадлежащего личности". (Комм.)
это ясное осознание присутствует в нём в степени, необходимой для знания и осознанности, и он живёт независимый, ни к чему не привязанный в мире. Таким образом последователь пребывает в созерцании тела.
"Осознанность дыхания" (ЊnЊpЊna-sati) — это одно из самых важных медитативных упражнений. Его можно использовать для развития "спокойствия" (samatha-bhЊvanЊ), т.е. для достижения четырёх джхан (jhЊna; см. "Четыре джханы"), для развития Видения-как-есть (vipassanЊ-bhЊvanЊ) или сочетания обеих практик. Здесь, в контексте сатипаттхaны оно предназначено главным образом для успокоения и сосредоточения при подготовке к практике Видения-как-есть, которая может быть предпринята следующим образом:
При определённом уровне спокойствия и сосредоточения, или одной из джхан, достигнутых благодаря регулярной практике осознанного дыхания, последователь переходит к исследованию происхождения дыхания. Он видит, что вдохи и выдохи обусловлены телом, состоящим из четырёх материальных элементов и различных материальных явлений, происходящих из них, например, пяти органов чувств и т.д. Обусловленное пятеричным чувственным контактом, возникает сознание, а вместе с ним и три остальные "Группы привязанности", т.е. "чувство", "восприятие" и "умственные конструкции". Таким образом, медитирующий ясно видит: "Нет "Эго" или "Я" в этой, так называемой, личности, а есть только материальный и умственный процесс, обусловленный различными факторами". Вслед за этим он прилагает к этим явлениям "три характеристики", досконально постигая их как непостоянные, подверженные страданию, и безличные.
Более подробно об Анaпaна-сати см. М. 118.62: Висуддхи-Магга VIII, 3.
Четыре положения тела
И далее, во время ходьбы, стоя, сидя или лёжа, последователь распознает (в соответствии с действительностью): "я иду"; "я стою"; "я сижу"; "я лежу"; он распознает каждое положение тела.
"Последователь понимает, что нет живого существа, нет реального "Я", которое идёт, стоит и т.д., а есть просто словесная форма: "я иду", "я стою" и т. д." (Комм.)
Осознанность и бдительность
(sati-sampajaааa)
И далее, последователь действует с бдительностью, когда уходит и когда приходит; он действует с бдительностью, когда смотрит вперёд и когда смотрит назад; действует с бдительностью, когда сгибает и когда разгибает (любую часть своего тела); действует с бдительностью, нося чашку для милостыни и нося накидку; действует с бдительностью, когда ест, пьёт, жуёт и пробует на вкус; действует с бдительностью, когда избавляется от экскрементов и мочи; действует с бдительностью, когда идёт, стоит, сидит, засыпает и просыпается; действует с бдительностью, когда говорит и когда молчит.
"Во всём, что бы ни делал последователь, он бдителен к: 1. своему намерению, 2. своей пользе, 3. своему долгу, 4. действительности". (Комм.)
Созерцание непривлекательности
(paэikиla-saааЊ)
И далее, последователь созерцает это тело, начиная со ступней ног вверх, и начиная с макушки головы вниз, обтянутое кожей и наполненное многочисленными нечистотами: "Это тело имеет волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожу, мышцы, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагму, селезёнку, лёгкие, желудок, кишки, брыжейку и экскременты; желчь, слизь, гной, кровь, пот, лимфу, слёзы, сальные выделения, слюну, носовую слизь, суставную смазку и мочу".
Подобно тому, как если бы был мешок, открытый с обоих концов, наполненный различными видами зёрен — неочищенным рисом, бобами, кунжутом и очищенным рисом — и человек, способный видеть, открыл бы его и исследовал содержимое таким образом: "Это неочищенный рис, это бобы, это кунжут, это очищенный рис", — таким же образом последователь исследует это тело.
Анализ "четырёх элементов"
(dhЊtu)
И далее, последователь созерцает это тело, как бы оно ни стояло или двигалось, по отношению к элементам: "Это тело состоит из элемента твердости, элемента жидкости, элемента тепла и элемента вибрации". Точно так же, как опытный мясник или ученик мясника, забивший корову и разделивший её на отдельные части, сидящий на перекрёстке четырёх больших дорог, так же и последователь созерцает это тело по отношению к элементам.
В Висуддхи Магга XIII, 2 это сравнение объясняется следующим образом:
Когда мясник выкармливает корову, приводит её на бойню, привязывает к столбу, заставляет её встать, забивает и смотрит на забитую корову, всё это время у него сохраняется представление о ней как о "корове". Но когда он обезглавил забитую корову, разделил её на части и сел около неё для того, чтобы продать мясо, понятие "корова" перестаёт существовать в его уме и возникает понятие "мясо". Он думает не о том, что он продаёт корову или что какой-то человек покупает у него корову, а о том, что продаётся и покупается мясо. Подобным же образом в невежественном обывателе, будь это монах или мирянин, понятия "существо", "человек", "личность" и т. д. не прекратят своё существование, пока он не произведёт критического анализа своего тела, как бы они ни стояло или двигалось, и не начнёт созерцать его в соответствии с составляющими его элементами. Но как только он сделает это, понятие "личность" и т. д. исчезнет, и его ум утвердится в "созерцании элементов".
Кладбищенская медитация
1. И далее, точно так же, как последователь наблюдал бы труп, брошенный на кладбище, один, два или три дня после смерти, вздувшийся, иссиня-чёрного цвета, гниющий — он так же рассматривает собственное тело: "Это моё тело имеет ту же природу, тот же удел, и не может избежать этого".
2. И далее, точно так же, как последователь наблюдал бы труп, брошенный на кладбище, поедаемый воронами, стервятниками и грифами, собаками и шакалами, или пожираемый всеми видами червей — он так же рассматривает собственное тело: "Это моё тело имеет ту же природу, тот же удел, и не сможет избежать этого".
3. И далее, точно так же, как последователь наблюдал бы труп, брошенный на кладбище, этот скелет со свисающей плотью, со следами крови, соединенный сухожилиями;
4. Скелет с облезлой плотью, со следами крови, соединенный сухожилиями;
5. Скелет, без плоти и крови, но все ещё соединенный сухожилиями;
6. Кости, разъединённые и разбросанные во всех направлениях, здесь кость руки, там кость ноги, здесь голень, там бедренная кость, здесь тазовая кость, там позвоночник, а там череп — он так же рассматривает собственное тело: "Это моё тело имеет ту же природу, тот же удел, и не сможет избежать этого".
7. И далее, точно так же, как последователь наблюдал бы кости, лежащие на могильной земле, побелевшие и ставшие похожими на ракушки;
8. Кости, сваленные в кучу по истечении многих лет;
9. Кости, выветрившиеся и рассыпавшиеся в прах, — он так же рассматривает собственное тело: "Это моё тело имеет ту же природу, тот же удел, и не сможет избежать этого".
Таким образом он пребывает в созерцании тела, либо по отношению себе, либо по отношению к другим, либо по отношению и к себе, и к другим. Он наблюдает, как тело появляется; наблюдает, как оно исчезает; наблюдает появление и исчезновение тела. "Есть тело", — эта ясное осознание присутствует в нём в степени, необходимой для знания и осознанности, и он живёт независимый, ни к чему не привязанный в мире. Таким образом последователь пребывает в созерцании тела.
Получение десяти благословений
М. 119
Когда такое созерцание тела практикуется, развивается, часто повторяется, становится привычкой, укрепляется, упрочивается и совершенствуется, последователь может ожидать десяти благословений:
1. Он подчиняет себе наслаждение и неудовлетворённость; он не позволяет неудовлетворённости овладеть собой; он побеждает её, как только она возникает.
2. Он подчиняет себе страх и тревогу; он не позволяет страху и тревоге овладеть собой; он побеждает их, как только они возникают.
3. Он переносит холод и жару, голод и жажду; ветер и солнце, атаки слепней, комаров и рептилий; он терпеливо выносит злую и враждебную речь, так же как и телесную боль, какой бы мучительной, болезненной, неприятной, невыносимой и опасной для жизни она ни была.
4. Он может без труда и усилий достигать четырех джхан (jhЊna), которые очищают ум и вознаграждают ощущением счастья даже здесь.
Шесть "высших знаний"
(AbhiааЊ)
5. Он владеет различными "сверхъестественными способностями" (iddhi-vidhЊ) […]
6. При помощи "божественного слуха" (dibba-sota), очищенного, превосходящего человеческий, он может слышать как божественные звуки, так и земные, как далекие, так и близкие.
7. При помощи ума он способен получать "знание сознания других существ" (parassa-cetopariyaааЊцa).
8. Он способен получить "воспоминание о многих предыдущих рождениях" (pubbe-nivЊsЊnussatiааЊцa).
9. При помощи "божественного зрения" (dibba-cakkhu), очищенного и превосходящее человеческое, он способен видеть исчезновение и появление существ, низких и благородных, прекрасных и ужасных, счастливых и несчастных; он может воспринимать, как существа рождаются вновь в соответствии со своими поступками.
10. Он может, благодаря "прекращению страстей" (Њsavakkhaya), придти к познанию на собственном опыте, даже в этой жизни, безупречного освобождения ума, освобождения через мудрость.
Последние шесть благословений (5-10) являются "высшими знаниями" (abhiааЊ). Первые пять из них являются земными (lokiya) и, следовательно, могут быть достигнуты мирянином (puthujjana), в то время как последнее abhiааЊ является сверхземным (lokuttara) и относится исключительно к Архату, или "праведнику". Добиться полного успеха в овладении пятью земными "сверхъестественными знаниями" можно только после достижения всех четырёх джхан. Существуют четыре iddhipЊda или "основ для достижения сверхъестественных способностей", а именно: сосредоточение желания, сосредоточение настойчивости, сосредоточение намерения и сосредоточение распознавания.
2. Созерцание чувств
(vedanЊnupassanЊ)
Д. 22
И как последователь пребывает в созерцании чувств?
Испытывая чувства, последователь распознаёт: "Я испытываю приятное чувство", или: "Я испытываю неприятное чувство", или: "Я испытываю нейтральное чувство", или: "Я испытываю земное приятное чувство", или: "Я испытываю сверхземное приятное чувство", или: "Я испытываю земное неприятное чувство", или: "Я испытываю сверхземное неприятное чувство", или: "Я испытываю земное нейтральное чувство", или: "Я испытываю сверхземное нейтральное чувство".
Таким образом он пребывает в созерцании чувств, либо по отношению к себе, либо по отношению к другим, либо по отношению и к себе, и к другим. Он наблюдает, как чувства появляются; наблюдает, как они исчезают; наблюдает появление и исчезновение чувств. "Есть чувства", — это ясное осознание присутствует в нём в степени, необходимой для знания и осознанности, и он живёт независимый, ни к чему не привязанный в мире. Таким образом последователь пребывает в созерцании чувств.
Последователь понимает, что выражение "Я чувствую" истинно разве что как условное выражение (vohЊravacana); он понимает, что в абсолютном смысле (paramattha) есть только чувства, и нет "Я", нет того, кто испытывает чувства.
3.Созерцание ума
(cittЊnupassanЊ)
И как последователь пребывает в созерцании ума?
При этом последователь распознает алчный ум как алчный, а не алчный ум как не алчный; распознает ненавидящий ум как ненавидящий, а не ненавидящий ум как не ненавидящий; распознает заблуждающийся ум как заблуждающийся, а не заблуждающийся ум как не заблуждающийся. Он распознает ограниченный ум как ограниченный, а рассеянный ум как рассеянный; распознает совершенный ум как совершенный, а неразвитый ум как неразвитый; распознает ум, по отношению к которому есть более превосходный, как ум, по отношению к которому есть более превосходный, а ум, по отношению к которому нет более превосходного, как ум, по отношению к которому нет более превосходного; распознает сосредоточенный ум как сосредоточенный, а не сосредоточенный ум как не сосредоточенный; распознает освобождённый ум как освобождённый, а не освобождённый ум как не освобождённый.
Читта (ум) используется здесь как общий термин для читт, или моментов осознанности. Citta, которое означает то же, что и viааЊцa, или сознание, нельзя переводить как "мысль". "Мысль" и "мышление" соответствуют скорее "вербальным конструкциям ума": vitakka (концептуальное мышление) и vicЊra (логическое мышление), которые принадлежат к SankhЊra-kkhandha.
Таким образом он пребывает в созерцании ума, либо по отношению к себе, либо по отношению к другим, либо по отношению и к себе, и к другим. Он наблюдает, как ум появляется; наблюдает, как он исчезает; наблюдает появление и исчезновение ума. "Есть ум", — это ясное осознание присутствует в нём в степени, необходимой для знания и осознанности, и он живёт независимый, ни к чему не привязанный в мире. Таким образом последователь пребывает в созерцании ума.
4.Созерцание умственных качеств
(dhammЊnupassanЊ)
И как последователь пребывает в созерцании умственных качеств?
При этом последователь пребывает в созерцании умственных качеств, а именно "пяти помех".
Пять помех
(nivarana)
1.Он распознает, когда в нём присутствует "чувственное желание" (kЊmacchanda): "Во мне чувственное желание"; распознает, когда в нём присутствует "гнев" (vyЊpЊda): "Во мне гнев"; распознает, когда в нём присутствуют "лень и сонливость" (thina-middha): "Во мне лень и сонливость"; распознает, когда в нём присутствуют "неугомонность и умственное беспокойство" (uddhacca-kukkucca): "Во мне неугомонность и беспокойство ума"; распознает, когда в нём присутствует "неуверенность" (vicikicchЊ): "Во мне неуверенность". Он распознает, когда эти помехи отсутствуют в нём: "Во мне нет этих помех". Он распознает, каким образом они начинают появляться, распознает каким образом, однажды возникнув, они отбрасываются; и распознает, каким образом они не возникнут вновь в будущем.
Для примера, "чувственное желание" возникает из-за неразумного мышления о приятном и восхитительном. Его можно сдержать шестью способами: фиксированием ума на идее, вызывающей отвращение; созерцанием непривлекательности тела; контролем шести чувств; умеренностью в еде; дружбой с мудрыми и добрыми людьми; верными наставлениями. Чувственное желание и гнев навсегда прекращаются при достижения уровня Анaгaми; "Неугомонность" прекращается при достижении уровня Арахата; "умственное беспокойство" при достижении состояния Сотaпанна.
Пять групп привязанности
(khandha)
И далее, последователь пребывает в созерцании умственных качеств, а именно пяти "групп привязанности". Он распознает, что такое "материальность" (rиpa), как она возникает, как она исчезает; распознает, что такое "чувство" (vedanЊ), как оно возникает, как оно исчезает; распознает, что такое "восприятие" (saааa), как оно возникает, как оно исчезает; распознает, что такое "умственные конструкции" (sankhЊra), как они возникают, как они исчезают; распознает, что такое "сознание" (viааЊцa), как оно возникает, и как оно исчезает.
Сферы чувств
(Њyatana)
И далее, последователь пребывает в созерцании умственных качеств, а именно, шести "внутренних и внешних сфер чувств". Он распознает глаз и формы, ухо и звуки, нос и запахи, язык и вкусы, тело и телесные ощущения, ум и идеи; и узы, возникающие с их появлением и обусловленные ими, он тоже распознает. Он распознает, как узы возникают, распознает, как узы преодолеваются, и как отброшенные узы не возникают в будущем.
Семь факторов пробуждения
(bojjhanga)
И далее, последователь пребывает в созерцании умственных качеств, а именно, "факторов пробуждения". Он распознает, когда в нём есть "осознанность" (sati), "анализ умственных качеств" (dhammavicaya), "настойчивость" (viriya), "восторг" (pґti), "расслабление" (passadhi), "сосредоточение" (samadhi) и "беспристрастие" (upekkhЊ). Он распознает, когда они есть в нём, распознает, каким образом они возникают и каким образом они достигают совершенства.
Четыре благородные истины
(ariya-sacca)
И далее, последователь пребывает в созерцании умственных качеств, а именно, "четырёх благородных истин". Он распознает, в соответствии с действительностью, каково "страдание"; распознает, в соответствии с действительностью, каково "происхождение страдания; распознает, в соответствии с действительностью, каково "прекращение страдания"; распознает, в соответствии с действительностью, каков "путь, ведущий к прекращению страдания".
Таким образом он пребывает в созерцании умственных качеств, либо по отношению к себе, либо по отношению к другим, либо по отношению и к себе, и к другим. Он наблюдает, как умственные качества появляются; наблюдает, как они исчезают; наблюдает появление и исчезновение умственных качеств. "Есть умственные качества", — это ясное осознание присутствует в нём в степени, необходимой для знания и осознанности, и он живёт независимый, ни к чему не привязанный в мире. Таким образом последователь пребывает в созерцании умственных качеств.
Единственный путь, ведущий к достижению чистоты, к преодолению печали и плача, к прекращению боли и печали, к вступлению на совершенный путь и достижению Нирваны, — это эти четыре основы осознанности.
Эти четыре созерцания SatipaээhЊna соотносятся с пятью группами привязанности, а именно:
1. созерцание материальности соответствует rиpakkhandha;
2. созерцание чувства — с vedanЊkkhandha;
3. созерцание ума — с viааЊnakkhandha;
4. созерцание умственных качеств — с saааa- и sankhЊra-kkhandha.
Более подробную информацию о SatipaээhЊna смотрите в комментариях к сутре с соответствующим названием, переведённой в книге "Путь Осознанности" Бхиккху Сома (Канди, 1967, Буддийское издательское общество).
Достижение Ниббaны с помощью Aнaпaнасати
М. 118
Осознанность вдоха и выдоха (ЊnЊpЊnasati), практикуемая и развиваемая, приводит к совершенству "четыре основы осознанности"; четыре основы осознанности, практикуемые и развиваемые, приводят к совершенству семь "факторов пробуждения"; семь факторов пробуждения, практикуемые и развиваемые, приводят к совершенству "ясное знание и освобождение".
И каким образом осознанность вдыхания и выдыхания, практикуемая и развиваемая, приводит к совершенству четыре основы осознанности (satipaээhЊna)?
I. Когда бы последователь (1) ни делал осознанно долгий вдох или выдох, или (2) делал короткий вдох или выдох, или (3) тренировался вдыхать и выдыхать, чувствуя все тело (дыхания), или (4) успокаивая эту телесную деятельность (то есть дыхание), то он пребывает в "созерцании тела", пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру. Поскольку дыхание, говорю я, — это одно из телесных явлений.
II. Когда бы последователь ни тренировался во вдыхании или выдыхании (1) чувствуя восторг (pґti), или (2) радость (sukha), или чувствуя умственную деятельность (cittasankhЊra), или (4) успокаивая умственную деятельность, то он пребывает в "созерцании чувств", пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру. Поскольку полное внимание к дыханию, говорю я, — это одно из чувств.
III. Когда бы последователь ни тренировался во вдыхании или выдыхании (1) чувствуя ум, или (2) удовлетворяя ум, или (3) делая ум устойчивым, или (4) освобождая ум, то он пребывает в "созерцании ума", пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру. Поскольку без осознанности и бдительности, говорю я, — нет осознанности дыхания.
IV. Когда бы последователь ни тренировался во вдыхании или выдыхании (1) отслеживая непостоянство, или (2) отслеживая затухание, или (3) отслеживая прекращение, или (4) отслеживая отрешение, то он пребывает в "созерцании ума", пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру. Тот, кто мудро видит, как покорить алчность и огорчение, наблюдает с беспристрастием.
Осознанность дыхания, практикуемая и развиваемая таким образом, приводит четыре основы осознанности к совершенству.
И каким образом четыре основы осознанности, практикуемые и развиваемые, приводят к полному совершенству семь "факторов пробуждения" (bojjhanga)?
1. Когда бы последователь ни пребывал в созерцании тела, чувств, ума и умственных качеств, пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру, то устойчива и непрерывна его осознанность; и когда его осознанность устойчива и непрерывна, то он приобретает и развивает фактор пробуждения "осознанность" (sati-sambojjhanga); и таким образом этот фактор пробуждения достигает полного совершенства.
2. А когда он, пребывая в осознанности, мудро изучает, исследует и анализирует это "умственное качество" (dhamma), то он приобретает и развивает фактор пробуждения "анализ умственных качеств" (dhammavicaya-sambojjhanga); и таким образом этот фактор пробуждения достигает полного совершенства.
3. У того, кто мудро изучает, исследует и анализирует это умственное качество, возникает неослабная настойчивость; и когда его настойчивость неослабна, то он приобретает и развивает фактор пробуждения "настойчивость" (viriya-sambojjhanga); и таким образом этот фактор пробуждения достигает полного совершенства.
4. А когда у него, исполненного настойчивости, возникает сверхчувственный восторг, то он приобретает и развивает фактор пробуждения "восторг" (pґti-sambojjhanga); и таким образом этот фактор пробуждения достигает полного совершенства.
5. А когда у него, наполненного восторгом, успокаивается ум, то он приобретает и развивает фактор пробуждения "расслабление" (passadhi-sambojjhanga); и таким образом этот фактор пробуждения достигает полного совершенства.
6. А когда у него, успокоенного и счастливого, сосредотачивается ум, то он приобретает и развивает фактор пробуждения "сосредоточение" (samЊdhi-sambojjhanga); и таким образом этот фактор пробуждения достигает полного совершенства.
7. А когда он с беспристрастием наблюдает таким образом сосредоточенный ум, то он приобретает и развивает фактор пробуждения "беспристрастие" (upekkhЊ-sambojjhanga); и таким образом этот фактор пробуждения достигает полного совершенства.
Четыре "основы осознанности", практикуемые и развиваемые таким образом, приводят семь факторов пробуждения к полному совершенству.
А каким образом семь факторов пробуждения, практикуемые и развиваемые, приводят ясное знание и освобождение (vijjЊ-vimutti) к полному совершенству?
При этом последователь развивает пробуждения: осознанность, анализ умственных качеств, настойчивость, восторг, расслабление, сосредоточение и беспристрастие, основываясь на уединении, бесстрастии, прекращении, приходя к отрешению.
Семь факторов пробуждения, практикуемые и развиваемые таким образом, приводят ясное знание и освобождение к полному совершенству.
М. 125
Подобно тому, как охотник на слона вбивает огромный столб в землю и привязывает к нему за шею дикого слона, чтобы покорить его лесные привычки, лесные воспоминания и желания, покорив его тоску, беспокойство и страстное желание леса, сделав так, чтобы он был доволен деревенским укладом, и, приучив его к поведению, принятому в среде людей — так и эти четыре основы осознанности служат привязками для ума, чтобы покорять поведение, принятое в среде мирян, покорять мирские желания, покорять тоску, мирское беспокойство и страстное желание; они ведут на правильный путь, к достижению Ниббаны.