Хатха-Йога.Концептуальный очерк
Андрей Сидерский
Один йогин стоит тысячи тысяч обычных людей, сотни святых и тысячи священников.
Кому дано постичь истину царственной йоги? Воистину священна страна, где такой живет. Всего лишь глядя на него, поколения Несведущих достигают освобождения. Что говорить о тех, кто действительно у него учится? Знающий внешнюю и внутреннюю практику йоги достоин твоего восхищения, и моего, равно как и восхищения всех людей на этой Земле.»
Сватмарама "Хатха-йога прадипика" (около XI в.)
«Воистину, множество трудных и почти неодолимых препятствий ожидает йогина на пути его, однако ему надлежит продолжать практику, несмотря ни на какие опасности, даже тогда, когда оказывается он от погибели на волос…»
"Шива самхита" (Автор и дата создания трактата не установлены, ориентировочно — ХII-ХIV в.)
От автора
Тем не менее, я прошу читателя, встретив в тексте однозначные на первый взгляд утверждения типа "есть…", "является…", "имеет место…" и т. д., помнить о том, что нет никаких догм и речь идет всего лишь об одном-единственном варианте объяснения — том, который я в настоящий момент по каким-то своим субъективным причинам считаю для себя наиболее приемлемым и «рабочим». Но, насколько бы «рабочим» он ни оказался в моем индивидуальном случае, это — всего лишь один из множества возможных и невозможных вариантов, любой из которых при каких-то условиях может оказаться в не меньшей степени заслуживающим рассмотрения… Таким образом, речь в этой книге идет не о хатха-йоге вообще, а только о практике того конкретного стиля, которым пользуюсь я. Никому ничего не навязывая и не предлагая, я просто непредвзято и отрешенно излагаю практическую информацию в том виде, в каком сам ее применяю. Я никому не советую использовать ее точно так же, как это делаю я.
Более того, я призываю всех, кто по каким-то причинам решит с нею ознакомиться, ни в коем случае ее не применять, предварительно не осмыслив и творчески не переработав "под себя". Знакомство с нею может стать для читателя отправным пунктом очередного этапа его собственного странствования в его собственных потоках информации. А что он там обнаружит и что с этим будет делать — не знает никто, кроме него самого. И никому не может быть дела до того, во что это для него выльется. В конечном счете в игровом эксперименте, условно именуемом жизнью, каждый имеет право на свой собственный выбор своего собственного хода и, разумеется, на соответствующий выбранному ходу результат. И никто не вправе помешать ему этот выбор сделать.