ForУМ о Хатха-Йоге

как психоделической физкультуре, что очищает тело и укрепляет дух

Хатха-Йога.Концептуальный очерк - Страница 3 Shiva_10
Ваши рекомендации forУМу:


Кнопочки forУМа:
- кнопка forУМа
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека CY-PR.com

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Хатха-Йога.Концептуальный очерк

На страницу : Предыдущий  1, 2, 3

Перейти вниз  Сообщение [Страница 3 из 3]

SaTorY

SaTorY
Админ


Хатха-Йога.Концептуальный очерк


Андрей Сидерский


«Редкая удача выпадает семейству, выбранному йогином для своего рождения, и благословенна та страна, где живет он. Бессмертно все, что дается ему. Видящий сущность творения сжигает карму миллионов воплощенных существ, просто глядя на них, говоря с ними и к ним прикасаясь.
Один йогин стоит тысячи тысяч обычных людей, сотни святых и тысячи священников.
Кому дано постичь истину царственной йоги? Воистину священна страна, где такой живет. Всего лишь глядя на него, поколения Несведущих достигают освобождения. Что говорить о тех, кто действительно у него учится? Знающий внешнюю и внутреннюю практику йоги достоин твоего восхищения, и моего, равно как и восхищения всех людей на этой Земле.»
Сватмарама "Хатха-йога прадипика" (около XI в.)

«Воистину, множество трудных и почти неодолимых препятствий ожидает йогина на пути его, однако ему надлежит продолжать практику, несмотря ни на какие опасности, даже тогда, когда оказывается он от погибели на волос…»
"Шива самхита" (Автор и дата создания трактата не установлены, ориентировочно — ХII-ХIV в.)

От автора
Данная работа есть результат только моего собственного опыта. За нею не стоит никакая авторитетная традиция, она не является изложением доктрины какой бы то ни было официально оформленной или хотя бы просто признанной школы тайного или явного знания. Источниками любых интерпретаций, объяснений, определений и "общетеоретических выкладок", которые могут встретиться в этой книге, являются только моя индивидуальная практика, мое индивидуальное восприятие и мое индивидуальное понимание того, что было преподано мне моими учителями. Естественно, мой личный индивидуально-персональный опыт, равно как и его понимание, является узко ограниченно частным, и именно так к нему следует относиться, ни в коем случае не абсолютизируя и не распространяя за те пределы, в которых он фактически может быть адекватно интерпретирован и применен. И если я не начинаю каждое свое утверждение со слов "как мне кажется…", "по-моему…", "мне представляется…", "с моей точки зрения…", "возможно…", "я позволю себе предположить, что…" и т. п., то поступаю так лишь для того, чтобы не запутывать еще больше и без того, как мне кажется, не слишком удобочитаемый текст.

Тем не менее, я прошу читателя, встретив в тексте однозначные на первый взгляд утверждения типа "есть…", "является…", "имеет место…" и т. д., помнить о том, что нет никаких догм и речь идет всего лишь об одном-единственном варианте объяснения — том, который я в настоящий момент по каким-то своим субъективным причинам считаю для себя наиболее приемлемым и «рабочим». Но, насколько бы «рабочим» он ни оказался в моем индивидуальном случае, это — всего лишь один из множества возможных и невозможных вариантов, любой из которых при каких-то условиях может оказаться в не меньшей степени заслуживающим рассмотрения… Таким образом, речь в этой книге идет не о хатха-йоге вообще, а только о практике того конкретного стиля, которым пользуюсь я. Никому ничего не навязывая и не предлагая, я просто непредвзято и отрешенно излагаю практическую информацию в том виде, в каком сам ее применяю. Я никому не советую использовать ее точно так же, как это делаю я.

Более того, я призываю всех, кто по каким-то причинам решит с нею ознакомиться, ни в коем случае ее не применять, предварительно не осмыслив и творчески не переработав "под себя". Знакомство с нею может стать для читателя отправным пунктом очередного этапа его собственного странствования в его собственных потоках информации. А что он там обнаружит и что с этим будет делать — не знает никто, кроме него самого. И никому не может быть дела до того, во что это для него выльется. В конечном счете в игровом эксперименте, условно именуемом жизнью, каждый имеет право на свой собственный выбор своего собственного хода и, разумеется, на соответствующий выбранному ходу результат. И никто не вправе помешать ему этот выбор сделать.

Опубликовать эту запись на: reddit

Виды тренировочных техник и режимы практики

Общий принцип организации практики
Буква… Слог… Слово… Предложение… Текст… Произведение искусства.

Из многих букв в различных сочетаниях составляются слоги. Слогов может быть значительно больше, чем букв.

Из слогов в различных сочетаниях составляются слова, которых неизмеримо больше, чем слогов.

Из слов в различных сочетаниях составляются предложения. Никто, никогда и нигде не сумеет сосчитать все возможные варианты всех потенциально возможных предложений.

Из предложений составляются тексты. Глупо даже пытаться оценить общее количество всех потенциально возможных текстов, ибо оно еще более бесконечно, чем потенциальное количество предложений.

Далеко не всякий текст есть произведение искусства. Для истинного творчества, посредством которого может быть выражен Дух и в котором присутствует Сила, одного владения языком — даже самого совершенного и технически безупречного — недостаточно.

Практику йоги целесообразнее всего рассматривать как процесс общения человеческого существа с Бесконечностью в самом себе, в ходе которого происходит постижение, развитие и совершенствование им самого себя и своих взаимоотношений с Миром. Йогическая тренировочная техника — язык этого общения.

Буква — слог — слово — предложение — текст — произведение искусства.

Поза — упражнение — связка — сет — последовательность — поток (асана — крийя — виньяса — витара — витхи — дхара).

Таково соответствие.

Поза (асана)
Поза (асана) — специфическое положение физического тела, оказывающее определенное воздействие на конфигурацию энергетической структуры. Существует огромное количество асан, из которых фактически в практике используется две-три тысячи. Наиболее распространенных — около полутысячи, из них базовых — порядка трехсот.

Нет двух различных асан, которые бы идентично воздействовали на энергетическую структуру. Поэтому для достижения наибольшей полноценности и разносторонности физического и психоэнергетического развития целесообразно строить практику так, чтобы в ней использовалось как можно большее количество доступных для выполнения асан.

Имеются генеалогические ряды сходных асан, аналогичных по типу воздействия, но различающихся по его эффективности. Чем сложнее элемент, тем выше эффективность его развивающего и совершенствующего воздействия на физическое тело, «тонкие» компоненты энергетической структуры и сознание. Поэтому обычно в программу практики по мере повышения уровня тренированности вводят новые — более сложные — асаны, заменяя ими их менее действенные относительно простые аналоги.

Упражнение (крийя)
Простое упражнение (простая крийя) — соединение одной асаны и промежуточных движений, посредством которых тело приводится в соответствующее этой асане положение, а затем из него выводится. Составное упражнение (составная крийя) — короткий комплекс, составленный несколькими энергетически и логически взаимосвязанными простыми крийями, то есть комбинациями «родственных» асан и соединяющих их переходных движений. Каждой асане соответствует несколько простых крий. Каждая составная крийя имеет как минимум несколько вариантов, то есть может существовать несколько различных составных крий, построенных на основе одних и тех же простых крий. Общее количество возможных разнообразных крий значительно больше, чем общее количество возможных единичных асан.

Два различных варианта крийи, по-разному составленной из одних и тех же асан, оказывают различное воздействие на энергетическую структуру и сознание практикующего. Поэтому в практике стараются использовать как можно больше разнообразных вариантов крий, по мере повышения уровня тренированности усложняя и развивая их структуру.

Связка (виньяса)
Связка (виньяса) — короткий комплекс, составленный несколькими энергетически и логически гармонично взаимосвязанными крийями. Из одних и тех же крий может быть составлено как минимум несколько различных вариантов виньясы. Общее количество возможных виньяс значительно больше, чем общее количество возможных крий и общее количество асан. Две виньясы, по-разному составленные из одних и тех же крий, обладают различным воздействием на энергетическую структуру.

И, точно так же, как в случае с асанами и крийями, степень полноты и разносторонности тренирующего, развивающего и совершенствующего воздействия практики на энергетическую структуру зависит от количества, разнообразия и уровня сложности применяемых виньяс.

Сет (витара)
Сет (витара) — энергетически и логически целостный относительно короткий комплекс, составленный несколькими виньясами. Обычно сет строят таким образом, чтобы он сам по себе представлял полноценную завершенную тренировочную программу, которая обеспечивала бы как можно более разностороннюю проработку физического тела и конфигурации «тонких» компонент энергетической структуры, в некоторых случаях — с возможной акцентуацией тех или иных аспектов. Выполнение большинства сетов занимает от десяти минут до одного часа. Поэтому сетовый тренинг — весьма удобный вид практики для тех, кто из-за высокой плотности рабочего графика не располагает большими промежутками свободного времени, которые могли бы быть выделены для тренировки.

В подавляющем большинстве случаев сет начинается с расслабления и дыхательной практики и заканчивается расслаблением и практикой созерцания. Поэтому асаны, в которых начинают и заканчивают практику сета, это, как правило, — либо позы, специально предназначенные для расслабления, либо позы, специально предназначенные для дыхания и созерцания.

Точно так же, как в случае с асанами, крийями и виньясами, нет двух различных витар, которые оказывали бы идентичное воздействие на энергетическую структуру. Даже если витары составлены из одних и тех же виньяс и отличаются только по структуре. Поэтому в практике обычно стараются использовать как можно большее число сетов, отличающихся друг от друга по составу и структуре. Для развития практики пользуются последовательным структурным и техническим усложнением.

Повторение
В различных комбинациях сдругими элементами одна и та же асана может выполняться многократно в течение одних и тех же суток. Одну и ту же крийю и, тем более, один и тот же сет повторять в течение одних и тех же суток нежелательно, чтобы повторно не накладывать на энергетическую структуру уже сформированный рисунок конфигурации; Как показывает опыт, углубление тренировочной проработки в уже проработанных до максимальной глубины зонах структуры может повлечь за собой разрушение основы, на которую накладывается пространственно-временной рисунок конфигурации. Что при стабильном повторении чревато возникновением тренировочных травм, функциональных физиологических и психических расстройств, а также неадекватными изменениями потока общей жизненной ситуации практикующего и утратой волевого контроля над ней.

Имеет смысл владеть искусством выполнения как можно большего количества разнообразных асан, уметь комбинировать их в как можно большее количество разнообразных крий и строить из этих крий. как можно большее количество разнообразных витар, чтобы промежутки времени между повторениями одних и тех же комбинаций одних и тех же элементов были максимальными. При достаточном разнообразии используемых в практике комбинаций асан и крий один и тот же сет в одном и том же неизменном виде может вообще никогда не повторяться. Поэтому творческий подход к построению индивидуальной практики имеет принципиальное значение.

Последовательность (витхи)
Последовательностью (витхи) — называют тренировочный комплекс, составленный из нескольких последовательно выполняемых сетов. По-разному организованные последовательности, составленные из одних и тех же сетов, оказывают различное тренирующее воздействие на «физическое» тело и по- разному развивают энергетическую структуру и сознание… Целесообразно строить практику так, чтобы даже при использовании в ней одних и тех же элементов организация практикуемых последовательностей была как можно более разнообразной. Оптимальным является такой вариант построения программы практики, в котором используется как можно больше как можно более разнообразно организованных в крийи, виньясы, сеты и последовательности асан. Тренировки истинных мастеров никогда не бывают идентичными одна другой.

Последовательность может. практиковаться в концентрированном и распределенном вариантах.

Концентрированный вариант практики последовательности — сеты выполняются один за другим без перерыва. Каждый последующий сет начинается с расслабления после предыдущего. Распределенный вариант — сеты выполняются отдельно один от другого, в течение суток занимая те места в общем потоке жизни, которые могут быть отведены практике, исходя из рабочего графика практикующего. При этом каждый сет может «оформляться» как отдельная короткая тренировка, то есть начинаться и заканчиваться практикой дыхательных и созерцательных техник. Распределенная практика достаточно длинной последовательности при напряженном рабочем графике может растягиваться на несколько суток, что вполне нормально.

Поток (дхара)
Поток (дхара) — оптимальный вид практики, в котором практикующий узнает, каким будет следующий элемент тренировки только тогда, когда начинает его выполнять, делая именно то, что оказывается единственно правильным в данный конкретный момент времени в данном конкретном состоянии энергетической структуры. Предельная осознанность и точное чувствование процессов, происходящих во время практики во всех слоях энергетической структуры, знание того, к какому результирующему состоянию сознания требуется прийти, и опыт свободного владения как можно более значительным количеством тренировочных техник позволяют практикующему использовать в своей практике режим свободного потока.

Тренировочные режимы
Существует множество школ хатха-йоги, в каждой из которых используются свои тренировочные режимы. Соответственно за многие столетия людьми было придумано немало названий для обозначения различных тренировочных режимов на разных языках. Фактически же все разнообразие тренировочных режимов можно свести к трем банальным основным типам — статический, динамический и комбинированный.

Статический режим
При тренировке в статическом режиме каждая асана рассматривается как самостоятельный элемент практики. Фазы фиксации ключевых положений — длительные, объект созерцания — форма. После каждого упражнения выполняется расслабление в одном из предназначенных для этого положений. В работе с телом отрабатывается сила и владение устойчивостью формы, в работе с вниманием — точность, глубина и устойчивость статической «лучевой» концентрации.

Статический режим позволяет развить способность предельной концентрации внимания и благодаря этому достичь максимального эффекта в отстройке энергетической структуры и исследовании характеристик ее конфигураций, соответствующих конкретным асанам. Кроме того, статический режим можно эффективно использовать для освоения и отработки новых элементов.

Несмотря на то что полярная практика в статическом режиме обеспечивает чудовищную концентрацию энергии в осевых зонах элементов вихревой компоненты энергетической структуры, из-за относительно невысоких скоростей «транзитных» энергетических потоков она не позволяет достичь максимума энергоинформационной потоковой плотности в объеме энергетической структуры. Это обусловлено тем, что каждая последующая асана выполняется после расслабления, которое «снимает» значительную часть "объемного эфирного; эффекта" предыдущей. Поэтому, несмотря на. высокую потенциальную возможность концентрации энергии, тренировка в чисто статическом режиме не дает максимально возможной для практикующего в данном конкретном его состоянии насыщенности «тонкого» тела энергией.

Отдельные конфигурации соответствующих конкретным асанам состояний сознания осваиваются глубоко, так как каждый из них как бы закрепляется расслаблением. Однако, поскольку управление переходами из состояния в состояние осуществляется не непосредственно, а "сквозь расслабление", отсутствует непрерывность динамической трансформации конфигурации энергетической структуры. Динамика контроля состояний, то есть динамика управления потоком сознания, представлена лишь косвенно и далеко не в максимально возможной степени.

На уровне органического тела статический режим развивает силу, гибкость и растяжку, однако почти не дает прироста текучести и динамической силовой выносливости, равно как и качеств сознания, соответствующих этим свойствам органической компоненты энергетической структуры.

Для крийя-практики статическим является режим, в котором в каждом упражнении для длительной статической фиксации выделяется одна ключевая асана. Все остальные составляющие крийю элементы рассматриваются как фазы входа и выхода и подлежат «скользящему» транзитному прохождению без фиксации и, возможно, даже без обозначения окончательных положений тела, соответствующих каждой промежуточной асане. При практике в статическом режиме обычно стараются строить тренировку так, чтобы каждая последующая асана была компенсирующей относительно предыдущей как по воздействию на тонкие компоненты энергетической структуры, так и в чисто физиологическом смысле.

Динамический режим
При практике в динамическом режиме все элементы крийи, виньясы или сета выполняются слитно, со «скользящим» прохождением ключевых положений. Вместо фиксаций — короткие, длительностью в несколько секунд, задержки, как бы «отмечающие» ключевые положения. Объект созерцания — движение, плавное перетекание из формы в форму. В работе с телом отрабатывается плавность, точность и координация движений. В работе с вниманием — динамическое управление концентрацией. Нет глубины концентрации, однако имеется "широта охвата" разнообразных объектов. Принцип концентрации — "скользящий луч". Благодаря интенсивной динамике транзитных вихревых потоков энергетической структуры, практика в динамическом режиме способствует распределению энергии в ее объеме, очищению структуры и выравниванию плотности объемного распределения энергии в структуре до уровня максимальной присутствующей в ней плотности.

Динамическая тренировка в любом стиле хатха-йоги составляется из коротких связок асан — так, чтобы каждая последующая связка была полноцен ной энергетической и физиологической компенсацией предыдущей. Психоэнергетическая или физиологическая несбалансированность динамической практики чревата травмами и функциональными расстройствами, которые в ряде случаев могут оказаться весьма и весьма серьезными. Одними из ключевых аспектов правильно организованной динамической практики являются непрерывность дыхания и точность согласования его с движениями. Дыхание в этом виде тренировки — та непрерывная нить, на которую нанизываются жемчужины асан. Посредством дыхания осуществляется управление праническими потоками, благодаря которым движется тело.

Комбинированный режим
Комбинированный режим является основным практическим режимом. Он вводится в практику после того, как в результате тренировок в статическом и динамическом режимах освоены составляющие сет формы и техника их слитного выполнения в сете. Так же как и динамическая практика, практика в комбинированном режиме подобна ожерелью, в котором плавно перетекающие одна в другую длительно фиксируемые ключевые формы нанизаны на непрерывную нить ровного медленного дыхания. Тренировка в комбинированном режиме есть не физкультурная, а чисто психоэнергетическая практика. Концентрация — объемная. Объект созерцания — функциональное взаимодействие индивидуальной энергетической структуры практикующего с пространством Мира. Длительные остановки движения в фазах фиксации асан, совмещающиеся с предельным растягиванием дыхания, позволяют в максимальной степени использовать отстраивающий энергетическую структуру и обеспечивающий максимальное накопление энергии в осевых зонах вихревых компонент мышц и сухожилий эффект статической практики. Плавное энергетически полное и связное перетекание тела из формы в форму и «взрывное» динамичное выполнение отдельных связок позволяют увеличить скорость прохождения транзитных потоков в структуре и обеспечить повышение плотности распределения энергии во всех объемах энергетической структуры до уровня плотности распределения энергии в осевых зонах.

Тренировка в комбинированном режиме строиться из длинных связок-каскадов асан и крий, последовательно углубляющих проработку какого-либо аспекта конфигурации энергетической структуры. Как правило, ключевой в каждой конкретной тренировке является одна самая длинная и психо-энергетически наполненная связка, остальные выполняют роль частичной компенсации и гармоничного «обрамления». В отличие от статического и динамического режимов, практика в комбинированном режиме не предусматривает полной взаимной компенсации всех техник, поскольку рассчитана в основном на достижение психоэнергетического «постэффекта», сохраняющегося в энергетической структуре на протяжении многих часов после окончания практики. Эффект тренировки учитывается в последующих тренировках таким образом, чтобы компенсация воздействия на энергетическую структуру имела место после того, как результат воздействия на сознание закрепится в форме качественных изменений сферы восприятия и самоосознания. Поэтому практика в комбинированном режиме является наиболее эффективной и за считанные тренировки позволяет достичь эффекта, на достижение которого в случае чисто статической или чисто динамической практики требуются годы.

В то же время именно необходимость сверхвысокой точности и абсолютной корректности построения тренировочного процесса в целом делают комбинированную практику весьма опасной. Дело в том, что в случае комбинированной практики не работают никакие рекомендации, никакие схемы, никакие логические механизмы. Корректно отстроить практику в комбинированном режиме можно только на основании точного чувствования потоков Силы, фактического «видения» процессов, происходящих во время практики в «тонких» компонентах энергетической структуры, и умения отслеживать взаимодействие энергетической структуры и сознания. То есть — на основании практического опыта восприятия, накопленного то ли в предыдущих воплощениях, то ли в результате практики в двух более простых режимах, то ли благодаря непосредственному психоэнергетическому контакту с Учителем.

Принцип компенсации
Практикуя асаны в любом из упомянутых выше режимов, стараются строить общую тренировочную последовательность таким образом, чтобы к моменту завершения тренировки получить полную и гармоничную компенсацию всех «односторонних» воздействий на систему. Асаны с прогибом назад обязательно компенсируются асанами с наклоном и складыванием вперед, повороты, скручивания и сгибания вправо — поворотами, скручиваниями и сгибаниями влево, асаны с растягиванием промежности — асанами, обладающими эффектом випарита-карани, асаны типа стойки на плечах — асанами типа «рыбы» и т. п. Асаны, выполнение которых связано с предельным напряжением тех или иных групп скелетной мускулатуры, обязательно компенсируются асанами, до предела растягивающими и расслабляющими те же самые группы мышц. Принцип гармоничной компенсации — общий для всех видов гимнастической тренировочной практики.

Расслабление и шавасана
Расслабление применяется всякий раз, когда возникает необходимость снять напряжение или «переварить» результат воздействия практики на состояние сознания. Продолжительность промежуточного расслабления в процессе практики обычно невелика. Оптимальное соотношение практики и расслабления в пределах одной тренировки — 1/1.

Шавасана — "поза трупа" (она же — мритасана — "поза смерти") к расслаблению имеет отношение лишь постольку, поскольку органическое тело в ней оказывается полностью расслабленным. В действительности же шавасана — это практика отработки отделения "эфирного дубля" от органической компоненты. Сущность шавасаны, как говорилось выше, состоит в выделении эфирного дубля, образованного всеми пранами, кроме дхананьджайи. В этом — условное сходство шавасаны с состоянием смерти, и отсюда — название практики. После смерти в теле также остается только дхананьджайя-вайю. Выполняется шавасана в положении лежа на спине или на животе. Практика шавасаны может занимать от нескольких минут до нескольких дней, а в отдельных крайне редких специфических случаях в исполнении особо выдающихся мастеров — до нескольких недель.

При достаточно глубокой проработке энергетической структуры в процессе практики асана-дхары промежуточное расслабление может спонтанно преобразоваться в шавасану. Практикующему имеет смысл отслеживать подобного рода трансформации и пользоваться ими, чтобы соответствующим образом переключать режим контроля работы сознания.

Мастерство
В практике истинного Мастера любая асана соединяет в себе все семь ступеней технологического алгоритма от собственно асаны как формы до самьямы, а по генерируемому качеству состояния сознания полностью отвечает условиям ямы и ниямы. Любая Асана, когда бы, где бы и как бы Мастер ее ни практиковал, в его исполнении полноценно гармонична и завершена и сама содержит в себе свою собственную компенсацию по всем направлениям во всех аспектах — независимо от того, выполняется она в последовательности других техник или совершенно отдельно, сама по себе, симметрична она или асимметрична, проста или сложна, общеизвестна либо встречается в практике только данного конкретного Мастера. Совершенство практики Мастера — не в совершенстве выполнения им гимнастических форм, а в том могущественном потоке Силы, который он генерирует в пространстве вокруг себя. Присутствие этого потока всегда ощущается, если он есть, а магнетическое воздействие его на сознание человеческих существ, оказавшихся в сфере его влияния, — очевидно. Это — тот самый поток Силы, который помогает людям захотеть стать свободнее, сильнее, совершеннее…


Описание тренировочных техник
Все основные асаны поверхностно описаны во многих книгах. Пытаться полностью, детально описать асану с учетом всех нюансов состояния внешнего и внутреннего — бессмысленно. Точно так же бессмысленно пытаться перечислить и хотя бы кратко описать все асаны вообще — их слишком много. Пытаться же описывать последовательности асан, в особенности — последовательности, возникающие в ходе потоковой практики, — занятие и вовсе нелепое, поскольку при огромных затратах времени охват информации будет еще менее эффективный, чем в случае попыток описания индивидуальных асан. К тому же сегодня в нашем распоряжении есть такая замечательная вещь, как видео… И можно просто посмотреть, как, какие асаны и в каких последовательностях практикует тот или иной мастер.

Плавита-садхана
Под общим названием «плавита-садхана» объединяется ряд тренировочных практик, «собранных» на техниках плавания и свободного ныряния. Поскольку для полноценной практики плавита-садханы необходима основа в виде хорошего владения техникой плавания современными спортивными стилями, в частности, брассом и кролем, а также умение нырять и правильно обращаться с приемами выравнивания внутреннего и внешнего давления при нырянии на глубину 20 м и более, я считаю некорректным открытое общедоступное изложение деталей практических алгоритмов в силу безответственности подобного рода действий. Наиболее общие азы начального приближения к практике плавита-садханы вполне корректно даны в работе С.Есудиана и Э.Хейч "Йога и здоровье современного человека". Андрей Лаппа также уделил внимание плавита-садхане в своей книге "Йога — традиция единения" и в качестве примера даже частично привел одну из возможных схем построения тренировки.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 3 из 3]

На страницу : Предыдущий  1, 2, 3

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения