В средине шестидесятых отношения Советского Союза с дружественной Индией продолжали неуклонно набирать обороты, и на работу по строительству промышленных предприятий, а также в рамках культурного обмена в республику выезжали тысячи советских специалистов. Сроки командировок бывали разными, иногда - достаточно длительными, и тогда инженеры и рабочие брали с собой семьи, включая детей. Детям надо было учиться, поэтому вместе с инженерами и рабочими выезжали и учителя. В самой Индии интерес к русской культуре также был немалым, и наши приглашенные преподаватели учили индийских студентов русскому языку прямо на их родине. Среди них оказался и филолог Анатолий Зубков.
Несмотря на довольно молодой возраст, здоровье у него было среднего качества, он с трудом приспосабливался к смене климата и питания. Кто-то посоветовал для улучшения адаптации заняться йогой, и Зубков начал регулярно посещать одну из множества ее школ с достаточно громким названием, которые и тогда, и сегодня найдутся в любом из больших городов Индии. Конечно, в результате регулярной практики он стал чувствовать себя лучше, что усилило его энтузиазм в занятиях. Все время, пока не кончился срок командировки, Зубков систематически занимался, и при отъезде на Родину получил диплом об успешном окончании курсов йоги. Подобные дипломы и сегодня выдают любому европейцу - по его желанию - в любом из многочисленных Центров, школ или ашрамов йоги в Индии, а если курсы платные, то в обязательном порядке. Поэтому история с защитой диплома, изложенная в начале приведенного ниже оригинала статьи, не более чем легенда. Но не это главное.
Необычность дальнейшего поведения А.Зубкова состояла в том, что он настолько проникся верой в полезность практики йоги в любых климатических условиях, что, вернувшись в Советский Союз стал, по сути, первым несгибаемым ее пропагандистом в нашей стране. Конечно, вторая предпосылка состояла в том, что общество было крайне заинтриговано йогой, как справедливо пишут Вайль и Генис: “Фильм: индийские йоги, кто они?” держал в напряжении страну.
Зубков точно уловил уровень заинтересованности общества в этих специфических знаниях и сумел толково, не дразня идеологов, упирая только на терапевтический эффект воздействия асан получить определенную трибуну в средствах массовой информации. В частности долгое время его статьи по йоге систематически печатались в массовом журнале “Сельская молодежь”, а множество отдельных материалов - в самых разных периодических изданиях. Более того, А.Зубков первым начал чтение лекций о йоге на различных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и т. д., причем - опять-таки оставаясь в основном неуязвимым для партийных критиков, поскольку принципиально не затрагивал в связи с йогой проблем “духовности” и морали, и проводил свои лекции бесплатно.
После Ивана Антоновича Ефремова Зубков как никто другой способствовал пропаганде йоги в нашей стране, особенно на периферии, и здесь его приоритет не подлежит никакому сомнению. Все последующие московские “учителя” йоги по преимуществу выросли “из” Зубкова. Дело в том, что он не мог удовлетворить потребность массы народа в информации несмотря ни на какую интенсивность своей просветительской работы. И поскольку на преподавателей по йоге был сильнейший спрос, а наши люди всегда отличаются быстрой смекалкой, то вс5коре появилось и предложение, - самиздатовские инструкции и самозванцы, вначале работающие “под Зубкова”, а затем уже и “выбивающиеся в люди” под своим собственным именем. Тем не менее, та йоготерапия, которой был обучен в Индии Зубков, не отличалась глубиной теоретического обоснований. Главным оставался в общем-то замечательный принцип “не навреди”, но дальше воспроизведения того, что преподали ему, Зубков в силу ограниченности полученных когда-то в Индии знаний пойти не мог. И в этом была его слабость, потому что годы шли, и сквозь “железный занавес” постепенно просачивалась новая, более значимая и глубокая информация по данному предмету. Кроме того, накапливался опыт и рос уровень притязаний у самозванных “учителей”, многие из которых были совсем не глупыми людьми, и через много лет Зубков постепенно и как бы уже в силу возраста оттеснился на обочину йоговского движения в Союзе. Не так давно он, будучи уже в преклонных годах, ушел от нас, но светлая память и признание первому в России пропагандисту йоги останется с нами на все времена.
Приводимая ниже копия статьи из журнала “Наука и техника” датируется срединой семидесятых годов.
Несмотря на довольно молодой возраст, здоровье у него было среднего качества, он с трудом приспосабливался к смене климата и питания. Кто-то посоветовал для улучшения адаптации заняться йогой, и Зубков начал регулярно посещать одну из множества ее школ с достаточно громким названием, которые и тогда, и сегодня найдутся в любом из больших городов Индии. Конечно, в результате регулярной практики он стал чувствовать себя лучше, что усилило его энтузиазм в занятиях. Все время, пока не кончился срок командировки, Зубков систематически занимался, и при отъезде на Родину получил диплом об успешном окончании курсов йоги. Подобные дипломы и сегодня выдают любому европейцу - по его желанию - в любом из многочисленных Центров, школ или ашрамов йоги в Индии, а если курсы платные, то в обязательном порядке. Поэтому история с защитой диплома, изложенная в начале приведенного ниже оригинала статьи, не более чем легенда. Но не это главное.
Необычность дальнейшего поведения А.Зубкова состояла в том, что он настолько проникся верой в полезность практики йоги в любых климатических условиях, что, вернувшись в Советский Союз стал, по сути, первым несгибаемым ее пропагандистом в нашей стране. Конечно, вторая предпосылка состояла в том, что общество было крайне заинтриговано йогой, как справедливо пишут Вайль и Генис: “Фильм: индийские йоги, кто они?” держал в напряжении страну.
Зубков точно уловил уровень заинтересованности общества в этих специфических знаниях и сумел толково, не дразня идеологов, упирая только на терапевтический эффект воздействия асан получить определенную трибуну в средствах массовой информации. В частности долгое время его статьи по йоге систематически печатались в массовом журнале “Сельская молодежь”, а множество отдельных материалов - в самых разных периодических изданиях. Более того, А.Зубков первым начал чтение лекций о йоге на различных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и т. д., причем - опять-таки оставаясь в основном неуязвимым для партийных критиков, поскольку принципиально не затрагивал в связи с йогой проблем “духовности” и морали, и проводил свои лекции бесплатно.
После Ивана Антоновича Ефремова Зубков как никто другой способствовал пропаганде йоги в нашей стране, особенно на периферии, и здесь его приоритет не подлежит никакому сомнению. Все последующие московские “учителя” йоги по преимуществу выросли “из” Зубкова. Дело в том, что он не мог удовлетворить потребность массы народа в информации несмотря ни на какую интенсивность своей просветительской работы. И поскольку на преподавателей по йоге был сильнейший спрос, а наши люди всегда отличаются быстрой смекалкой, то вс5коре появилось и предложение, - самиздатовские инструкции и самозванцы, вначале работающие “под Зубкова”, а затем уже и “выбивающиеся в люди” под своим собственным именем. Тем не менее, та йоготерапия, которой был обучен в Индии Зубков, не отличалась глубиной теоретического обоснований. Главным оставался в общем-то замечательный принцип “не навреди”, но дальше воспроизведения того, что преподали ему, Зубков в силу ограниченности полученных когда-то в Индии знаний пойти не мог. И в этом была его слабость, потому что годы шли, и сквозь “железный занавес” постепенно просачивалась новая, более значимая и глубокая информация по данному предмету. Кроме того, накапливался опыт и рос уровень притязаний у самозванных “учителей”, многие из которых были совсем не глупыми людьми, и через много лет Зубков постепенно и как бы уже в силу возраста оттеснился на обочину йоговского движения в Союзе. Не так давно он, будучи уже в преклонных годах, ушел от нас, но светлая память и признание первому в России пропагандисту йоги останется с нами на все времена.
Приводимая ниже копия статьи из журнала “Наука и техника” датируется срединой семидесятых годов.