В поисках истины
Всемирно известный преподаватель йоги Рейнхард Гамменхаллер, ученик Дхирендры Брахмачари,
написал статью о жизненном пути своего гуру – специально для российского Yoga Journal.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Прежде всего следует знать, что Шри Дхирендра Брахмачари никогда не называл дату и место своего рождения, несмотря на то, что его часто спрашивали об этом. Разумеется, такое молчание порождало множество толков о его возрасте и происхождении. Одни считают, что он появился на свет около 1900 г. в маленькой деревушке Чандпурам, в районе Мадхубани штата Бихар. Другие утверждают, что Дхирендра Брахмачари родом из Кашмирской долины и родился во второй половине XIX века. Но, поскольку нет никаких документальных свидетельств в пользу той или иной версии, первые годы жизни великого йогина окутаны тайной, как это часто бывает у мистиков. Про свое детство Дхирендра Брахмачари рассказывал лишь то, что он был непослушным мальчиком, не жалующим школу, и нередко вместо занятий бродил с друзьями по окрестным джунглям. Он очень любил животных, особенно лошадей, и частенько с приятелями брал тайком соседских коней, чтобы покататься. Свою страсть к верховой езде Дхирендра пронес через всю жизнь, и в зрелые годы он был весьма умелым наездником.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
У него был дядя, который любил читать и цитировать наизусть священные тексты, особенно «Бхагавад-гиту». В этой книге, являющейся частью великого древнеиндийского эпоса «Махабхарата», повествуется о том, как Господь Кришна наставляет героя Арджуну, убеждая его стать йогином, поскольку, со слов Кришны, нет лучшего выбора для любого человека. Этот призыв отозвался сладкой музыкой в сердце юного Дхирендры, и, несмотря на младость лет, он твердо решил ему последовать. Достигнув подросткового возраста, он покинул родительский дом в поисках истинного йогина, который взял бы его в ученики. Его родители не одобрили этот выбор, так как хотели для сына спокойной жизни мирянина, но остановить упрямца не смогли. Так Дхирендра Брахмачари ступил на путь духовного поиска. Ведя жизнь странствующего аскета, или садху, он пешком пересек весь Индийский полуостров, с севера на юг и с востока на запад. Стремясь встретить одного из тех йогинов, что занимали его воображение с детства, он посетил много храмов и ашрамов, но ни один из учителей не мог полностью утолить его жажду знаний и передать те глубинные практики йоги, о которых он узнал из священных текстов. Его неоднократно приглашали присоединиться к тому или иному ашраму, но он всегда отвечал отказом, так как не видел в их настоятелях настоящих духовных подвижников – большинство из них были обычными проповедниками, любителями мирских удовольствий и комфорта, далекими от его представлений о гуру, сведущих в практических аспектах подлинной йоги.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Он начал самостоятельно изучать базовые асаны и крийи (очистительные процедуры) и иногда странствовал вместе с садху, демонстрировавшими на публике магические способности. Один из них пользовался в то время большой известностью. Ради развлечения богатых людей он «погружался в самадхи». Происходило это так: его помещали в деревянный ящик размером чуть больше гроба и закапывали глубоко в землю. Через сутки или двое ящик выкапывали, и оттуда выходил садху, живой и здоровый, под приветствия зрителей. Поскольку Дхирендру Брахмачари очень интересовал феномен самадхи, он стал слугой этого факира: готовил ему, стирал его вещи, набивал трубку гашишем и собирал плату за выступления. Несмотря на то, что пристрастие хозяина к гашишу ему было не по душе, он пробыл с ним долгое время в надежде, что тот раскроет ему тайну своего самадхи. Однажды в городе Лакхнау Баба повторил свой трюк с ящиком, проведя под землей больше двух дней и на этот раз прихватив с собой кошку. Это вызвало у Дхирендры подозрения: он готов был поверить, что садху находится в истинном самадхи, но кошка?! Довольный заработанной кругленькой суммой, Баба потребовал свою трубку. Когда у него покраснели глаза и он расслабленно откинулся назад в сладком дурмане, Дхирендра задал ему вопрос о самадхи. И саддху проговорился: оказывается, ни он сам, ни тем более кошка не входили в состояние транса и самадхи было вообще ни при чем.
Просто запаса кислорода в ящике хватало, чтобы продержаться пару дней – если соблюдать хладнокровие, не шевелиться, дышать медленно и отбросить мысль о том, что тебя забудут выкопать. Дхирендра был отчасти под впечатлением от того, на какой риск человек готов пойти ради денег и славы, но его глубоко возмутила профанация идеи самадхи. В тот же день он покинул саддху и вновь отправился на поиски подлинной йоги. Он знал, что путь его лежит мимо знаменитых ашрамов, настаивающих на определенных прическах и одеждах, так как с годами укрепился в своей уверенности, что следование внешним нормам не поможет ему стать йогином. Кроме того, его абсолютно не удовлетворял уровень изучения йоги в этих ашрамах: все инструкции казались ему недостаточно точными и содержательными.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дхирендру все больше одолевали мрачные мысли о тщетности его усилий и призрачности поставленной цели. Казалось, святые старцы, мудрецы и йоги навсегда покинули Индостан, оставив о себе память в древних сказаниях и сагах. Он пришел к выводу, что подлинная традиция йоги жива лишь в его фантазиях. А в реальном мире остались только болтливые проповедники, так и не достигшие духовной реализации. Дхирендра погрузился в пучину отчаяния. Не видя впереди просвета, он решил покончить с собой. На севере Индии есть высокая и крутая скала под названием Прыжок Бхайравы. Легенда гласит, что всякий, у кого хватит веры завершить свой путь, прыгнув с нее вниз, окажется прямиком в обители Господа Бхайравы – Шивы в его гневном и разрушительном обличье. Этот самоотверженный акт очистит все проступки и прегрешения и освободит от кармических цепей. Мой гуру однажды сказал мне: «Только тогда, когда жизнь черна, как чистая школьная доска, Господь может начертать на ней нечто новое».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Именно это и произошло с отчаявшимся юношей: когда он уже был готов сделать последний шаг, кто-то назвал его по имени и велел остановиться. Этот человек сказал Дхирендре, что направляется в ашрам, который находится в деревне Гопал Кхера штата Бихар, и что Дхирендре следует пойти вместе с ним и встретиться с его гуру. Дхирендра его послушал, и через несколько дней они прибыли в ашрам святого старца по имени Махариши Картикейя. Говорили, что ему было около 300 лет и он владел тайнами подлинной йоги, будучи держателем линии сиддхи маргена: пути обретения сверхъестественных способностей. Стоило Дхирендре увидеть этого великого учителя, как его охватил невыразимый восторг. Он тут же понял, что наконец судьба привела его к источнику истинного знания.
В ашраме Картикейи была подземная пещера, в которой наиболее способные чела (ученики) постигали в полном уединении дхарану (концентрацию) и дхьяну (медитацию). Дхирендра пробыл в этом подземелье несколько месяцев, практикуя пранаяму (контроль дыхания) и тратаку (технику сосредоточения ума). Его усердие было настолько велико, что через некоторое время он в совершенстве освоил метод шамбхави-мудры (печати блаженства) и достиг состояния йогического транса унмани, или маномани (блаженной устойчивости ума), дойдя до порога самадхи (окончательной реализации, или просветления). По завершении затворничества Дхирендра обрел огромную мудрость и духовную силу и стал превосходным йогином. Это вызвало зависть со стороны некоторых учеников Картикейи, которые провели в ашраме долгие годы, не добившись особых результатов. Они отправились к Картикейе с жалобой, указывая на то, что юный чужак всего за несколько месяцев превзошел их и теперь обучает других. Картикейя лишь улыбнулся в ответ и сказал, что всегда одинаково относился ко всем своим последователям. Он произнес: «Сила Гуру всегда пребывает во Вселенной и наполняет тех, кто готов подвергнуть себя испытаниям практики. Этот юноша поистине старался, и в награду на него снизошла мощь шакти».
В последующие годы Дхирендра подробно изучал техники очищения физического и тонкого тела сукшма вьяяма, очистительные упражнения шат-карма, асаны, пранаяму и мудры. Он начал работу над книгой «Йога сукшма вьяяма», в которой изложил основы работы с телесными энергями и дал последовательное описание всех шести шат-карм. Дхирендра много путешествовал с лекциями по Индии. Его популярность как учителя была настолько велика, что он смог привлечь к практике йоги целый ряд выдающихся политиков своего времени, в том числе первого индийского премьер-министра Джавахарлала Неру.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В 1953 году Картикейя решил оставить физическое тело. Тогда ему было 336 лет. Во время паломничества в священный город Айодхья (место рождения Господа Рамы) он пригласил своих ближайших учеников присоединиться к нему в его последней медитации на берегу реки Сарайю, во время которой он вошел в состояние маха cамадхи, сидя в Сиддхасане. Его тело было опущено в воды Сарайи. В тот же год на хинди вышла «Йога сукшма вьяяма» и появился на свет я, чтобы впоследствии, выполнив предначертание судьбы, примкнуть к традиции Гуру Шишья Парампара (линии прямой передачи учений йоги от гуру к чела). К тому моменту Дхирендра Брахмачари вплотную приблизился к стадии савикальпа самадхи (самадхи с самоосознанием), преступив черту двойственности и перестав быть обычным человеческим существом. Он стал неуязвимым для жара и холода и мог целыми днями пребывать в безмятежной медитации на снежных склонах гор без малейшей потребности в теплой одежде и пламени костра. У него возникла склонность к холодным местам, и он основал три ашрама в Кашмирской долине: в Джамму, Катре и Манталаи. У него были фермы, где производилось молоко, ги (топленое масло) и панир (свежий индийский сыр). Он по-прежнему с удовольствием ездил верхом и держал в Манталаи двух арабских жеребцов: черного и белого. Местным жителям часто доводилось с восхищением наблюдать, как молодой прекрасный йогин бесстрашно скачет на своем коне по горам сквозь ледяную зимнюю стужу.
Во время одной из горных прогулок он впервые встретился с Индирой Ганди. При виде восседавшего на белом скакуне статного человека в снежно-белом дхоти, которое обычно носят святые мудрецы, юная, еще не достигшая двадцатилетия Индира решила, что пред ней предстал Калки – аватара Господа Вишну. Согласно преданиям, он должен явиться на Землю в последние дни Кали-юги, чтобы спасти человечество от зла и утвердить царство добра и праведности. Дхирендра, обучавший йоге отца Индиры, когда она была еще ребенком, произвел на нее огромное впечатление. Она собиралась начать политическую карьеру, и у нее были большие планы на будущее, в частности она хотела популяризировать в Индии здоровый образ жизни. По этой причине она пригласила молодого свами в Дели. Картикейя видел в Дхирендре Брахмачари своего преемника, поскольку среди его учеников именно Дхирендра был наиболее предан практике йоги и добился наилучших результатов. Другой последователь Картикейи, по имени Харибхакт Чайтанья (бородач, которого можно заметить на некоторых иллюстрациях книги «Йога сукшма вьяяма»), был очень недоволен данным решением, проча на это место самого себя. Возненавидев Дхирендру, он на всю жизнь стал его злейшим врагом.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Когда Дхирендра сблизился с Индирой и ее отцом Пандитом Неру, у него появились новые недоброжелатели: рвущиеся к власти политики из оппозиционных партий, опасаясь его влияния, начали распускать о нем грязые и лживые слухи. Они говорили, что у него связь с Индирой, что он ворует деньги у правительства и даже что соблазняет и насилует невинных девушек. Больше всех старался его очернить политический соперник Индиры Ганди Морарджи Десаи, который любил публично разглагольствовать о том, что ради укрепления здоровья пьет по утрам собственную мочу. Он называл это «фундаментальной практикой йоги». Дхирендра Брахмачари открыто выступил против этих заявлений, сказав, что подобные действия противоречат духу йоги, что йогины не пьют мочу и не едят экскременты. Это еще больше разъярило Десаи, и он приложил все усилия с тем, чтобы отправить Индиру и свами в тюрьму за мошенничество и растрату государственных средств.
В основанном Дхирендрой в Дели Вишваятан йога ашраме работала сиделкой замужняя женщина, которая внезапно сообщила прессе, что во время своего визита в аюрведический госпиталь при ашраме свами ее изнасиловал. Это обвинение повлекло за собой полицейское расследование и наделало много шума по всей Индии. В конце концов сиделка призналась, что ей заплатили за ложь политики, желавшие раз и навсегда покончить с Дхирендрой. К удивлению многих, свами ее простил и разрешил продолжить работу в госпитале, так как она нуждалась в деньгах. Индира любила, когда свами находился рядом с ней, и часто брала его с собой в зарубежные поездки. Он побывал в Америке, некоторых странах Западной Европы, Советском Союзе, Гонконге и Японии. Куда бы он ни приезжал, это вызывало живой интерес у публики, а пресса нередко сравнивала его с Распутиным, особенно после посещения России. Кое-кто утверждал, что он играет большую роль в проводимой Индирой политике, чем сама Индира, и по сути правит Индией. Русских всегда влекло к мистикам и святым, и когда этот обаятельный человек прибыл зимой в Ленинград, почти обнаженный среди меховых шуб и шапок, он сразу пленил их сердца. Он произвел неизгладимое впечатление даже на руководство страны. Во времена «холодной войны» Советский Союз проводил опыты по использованию парапсихических возможностей в качестве возможного оружия против США. Ближайшим союзником США на Востоке был Пакистан – главный противник Индии, и Индия повернулась в сторону Советского Союза, став его союзником.
В результате данного политического расклада сил Дхирендра Брахмачари был приглашен для тренировки советских космонавтов: он обучал их техникам дыхания, которые готовили организм к пребыванию в невесомости. Тем не менее важно отметить, что на самом деле Дхирендра был очень далек от политики, как бы пресса ни старалась убедить всех в обратном. Всю свою жизнь он оставался истинным йогином, стоявшим выше злобной клеветы и раздутых на пустом месте скандалов. В конце 70-х Морарджи Десаи и его партия захватили в Индии власть, обвинив Индиру в злоупотреблениях. Они хотели посадить свами в тюрьму, но не преуспели в этом, а через два года Десаи был смещен с поста, который вновь заняла Индира.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дхирендра Брахмачари всегда любил животных. В своем Апарна ашраме в Манталаи (в штате Джамму и Кашмир) он держал коров, лошадей, собак, антилоп, павлинов и даже двух медведей. Однажды он купил расположенную в Джамму фабрику по производству охотничьих ружей. Это всколыхнуло всю Индию, и поползли слухи, что свами занялся торговлей оружием. Но в действительности производство постепенно свернули, и, когда я в начале 1989 года оказался в Джамму, на территории фабрики оставался всего лишь один человек, а ружей и амуниции не было и в помине. Судя по всему, свами совершил этот поступок, чтобы защитить редких зверей в местных горах и предгорьях Гималаев – любимых охотничьих угодьях богатых индусов и иностранцев. Но и по сей день сенсация затмевает правду: в Интернете полно историй о том, как свами продавал оружие. На мой взгляд, это помогает не утратить память о великом человеке. Японцы говорят: «Сила человека измеряется силой его врагов». Это на сто процентов относится к свами.
В конце 1970-х два журналиста подготовили большую публикацию об индийских знаменитостях, в основном о бизнесменах и политиках. Единственным представителем духовной среды, с кем они побеседовали, был Дхирендра Брахмачари. Ему был задан вопрос, собирается ли он прожить столько же, сколько его гуру Картикейя, чтобы затем уйти в маха самадхи. Дхирендра Брахмачари ответил: «Я бы с радостью выбрал этот путь, если бы мне не было суждено погибнуть в авиакатастрофе». Его предсказание сбылось 14 лет спустя, 9 июня 1994 г., когда частный самолет свами потерпел крушение над Манталаи. Жители Индии и тысячи учеников свами во всем мире были повергнуты в шок. Многие отвернулись от его учения, испугавшись идти по следам того, чья жизнь оборвалась столь трагически. Но память о свами живет, и те, кто смотрел его выходившую каждую неделю на государственном телеканале передачу о йоге, утверждают, что Дхирендра Брахмачари был единственным настоящим йогином после Махариши Картикейи.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
За наследство свами развернулась ожесточенная битва, которая идет и по сей день, демонстрируя, что большинство в его окружении не постигли суть учения йоги. Несколько лет назад Вишваятан йога ашрам в Дели был закрыт, а на его месте возник Национальный институт йоги Морарджи Десаи. Портреты Картикейи и Дхирендры убрали, заменив на фотографии «новых» йогов. Многие прежние сотрудники и преподаватели ушли, не желая работать во враждебно настроенной к свами организации, носящей имя его врага: политика и любителя мочи Морарджи Десаи.
Я никогда не переставал следовать заветам гуру, хотя порой мой путь был очень одиноким. И сегодня я вижу, что учение йоги бессмертно и сила его никогда не иссякнет. Оно питает меня и тех, кто называет меня своим наставником, а за нами стоят сияющие образы учителей прошлого: Горакши, Матсиендры, Сватмарамы, Картикейи, Дхирендры и многих других. Свет в их глазах исходит от великой и вечной Кундалини Шакти, затмевающей миллионы ярчайших звезд, объединяющей человечество в единое целое и указывающей йогинам дорогу к вратам вечного блаженства.
хттп://yogajournal.ru/pointview/mind-sense/52412/
Нет комментариев.